19 марта десятки тысяч белорусов, невзирая на нешуточные угрозы властей, вышли на площадь сказать «Нет!» последнему европейскому диктатору. И, надо полагать, на этом не остановятся. В России белорусские события заметили и полным молчанием не обошли. Но за исключением буквально нескольких газет, радиостанций и интернет-изданий все средства массовой информации представили своей аудитории такую картинку событий, что уж лучше бы промолчали. Жевали бы свою жвачку про Милошевича и радовались беспорядкам во Франции. Неприятие демократической оппозиции в Белоруссии простиралось от прямой лжи на центральных российских телеканалах до язвительного, ернического и скоморошного тона в комментариях и новостях других массмедиа. Так смирные рабы относятся к своим восставшим товарищам. Плохо скрытое раздражение, тайная зависть и демонстративное осуждение — зачем вам это надо, ели бы свою похлебку и радовались…
Трудно судить обо всем нашем обществе в целом, но у значительной его части такие же настроения были и во время оранжевых революций в Грузии и Украине. Неужели мы не способны радоваться демократическим преобразованиям у соседей только потому, что у нас самих это не очень получается?
Чиновники и политики с каменными от своей значимости лицами стараются убедить нас, что оранжевые революции в бывших братских республиках идут во вред России, отдаляют их от нас и приближают к Западу. Но они умалчивают, о близости к какой России идет речь. Белоруссия Лукашенко действительно близка России Путина. Но Беларусь Милинкевича была бы близка демократической России, которой сегодня нет и неизвестно когда будет. И Грузия Саакашвили или Украина Ющенко очень быстро нашли бы общий язык с Россией, если бы она обрела подлинную демократию.
Вот лакмусовая бумажка российской внешней политики. Сегодняшней России тиранические режимы и диктатуры гораздо ближе по духу, чем демократически ориентированные страны. Поэтому «братской» Украине Кучмы можно было продавать газ по 50 долларов за тысячу кубометров, а с «братской» Украины Ющенко требовать по 255 долларов. Поэтому «братской» Грузии Шеварднадзе можно было гарантировать спокойствие на ее границах, а «братскую» Грузию Саакашвили испытывать на прочность в Южной Осетии и Абхазии.
Российская власть озабочена не поиском взаимопонимания с братскими странами, а поисками в этих странах братков, с которыми она может говорить на одном и том же политическом языке. Поэтому, когда под очередным нашим братком, на сей раз белорусским, покачнулось диктаторское кресло, вся наша президентская рать начала остервенело чернить белорусскую оппозицию, представляя ее кучкой нетрезвых отморозков, живущих на шикарные подачки вечно враждебного нам Запада.
Белорусские демократы — не враги России. Но они не захотят быть в союзе со страной, вскормившей Лукашенко. А с российскими демократами они и сейчас находят общий язык. И найдут в будущем.
Александр Подрабинек
«Новая газета»