Европа открыта для белорусов, но закрыта для режима Лукашенко

13/04/2006

Срочные дебаты по Беларуси в ПАСЕ проходили так же бурно, как во время зимней сессии. И жесткая резолюция была принята подавляющим большинством голосов. При том, что российская делегация еще во вторник «продавила» изменение формулировки с «Жульнических выборов в Беларуси» на «Беларусь после выборов», позиция европейских парламентариев не изменилась. И если раньше Лукашенко называл оппозицию «жульем», то теперь европейцы с трибуны Совета Европы называли так лично Лукашенко и всю его клику. Досталось и России за поддержку диктатора и его жульничества.

Владимир Коноплев, которому отправили приглашение поучаствовать в дебатах с официальной стороны как раз после того, как его внесли в список персон нон грата, написал председателю ПАСЕ Рене ван дер Линдену письмо, в котором сообщил, что выборы прошли в соответствии с белорусским законодательством, и ни в каких дебатах никто из «депутатов» участвовать не будет, потому что Европа мечтает только о санкциях в отношении Беларуси. Об этом ван дер Линден сообщил во время начала дискуссии. Докладчик по Беларуси Андрес Херкель, представляя доклад, заметил, что Лукашенко вообще не имел права участвовать в этих выборах, поскольку референдум 2004 года не соответствовал не только международным стандартам, но и внутреннему законодательству. Херкель говорил об ограничении прав наблюдателей, об отсутствии у кандидатов равных возможностей, о нетранспарентном подсчете голосов, об угрозах и арестах оппозиции, о негативной роли России.

Голландский депутат Барт ван Винсент, спикер от группы народников, требовал жестких действий со стороны Европы в ответ на разгон мирных манифестаций.

Президент группы либералов Матиас Ёрши заявил: «Наша группа полностью согласна со словами Лукашенко о том, что белорусов нельзя унижать и ими нельзя манипулировать. Но если студентов под угрозой исключения гонят на досрочное голосование — это унижение белорусов. Если наблюдателей бросают в тюрьму — это унижение. Если после выборов арестовывают тысячу демонстрантов — это унижение. Если тюрьмы Минска переполнены, и арестованных везут в другие города — это унижение. Если посольства Беларуси в день выборов берутся под усиленную охрану, вместо того чтобы быть открытыми, — это унижение для страны. Поэтому для того, чтобы белорусский народ перестали унижать — нужно сбросить Лукашенко. Других вариантов нет».

Депутат от группы европейских демократов Кристофер Чоуп выразил надежду на то, что российская делегация все-таки читает журнал «Economist», где в номере от 8 марта написано: «Режим Лукашенко неустойчив и продержится недолго», — и делает из этого выводы для себя. Тем, кто пытается оправдать Лукашенко, Чоуп напомнил, как в прошлом веке Европа аплодировала диктаторам и чем это все закончилось. Депутат польского Сейма Тадеуш Ивински говорил о том, что нужно найти возможность обеспечить полную изоляцию режима Лукашенко и полную открытость Европы для гражданского общества. Он напомнил, что польские университеты уже приняли решение принять на обучение белорусских студентов, исключенных за политические взгляды, и призвал остальные государства-члены Совета Европы включиться в эту кампанию.

О негативной роли России говорили все выступающие. Не понимали, как может эта страна поддерживать белорусскую диктатуру, ведь она знает, что такое сталинизм, не понаслышке. Кстати, всего для выступлений записались 15 человек, но волшебным образом все россияне оказались в конце списка, и им не предоставили слово ввиду ограниченного времени. Позволили выступить только одному российскому депутату — Виктору Колесникову, который расписал прелести белорусских выборов, на которые был приглашен. Похоже, Колесникову дали слово только для того, чтобы докладчик прокомментировал: «Вот посмотрите, живой пример того, как Россия не хочет замечать очевидного и отдаляется от стандартов Совета Европы…».

Ассамблея проголосовала за все предложенные политкомитетом поправки. В частности, в резолюцию был включен пункт: «Ассамблея поддерживает требование белорусской оппозиции провести повторное голосование». Кроме того, ПАСЕ предложила расширить пакет санкций против белорусских чиновников и заморозить их счета и добиться изменения избирательного кодекса.

Российская делегация изо всех сил пыталась сохранить лицо. «Не голосовать вообще — единственное, что мы можем сделать для вас», — сказал перед началом дебатов представитель Совета Федерации. Однако, немногое…

Европейские парламентарии очень сожалели, что Александр Милинкевич не смог приехать в Страсбург. Не потому, что он мог бы дать им дополнительную информацию, — информации у них достаточно. Европейцы просто хотели пожать ему руку и сказать слова поддержки. Впрочем, принятием резолюции они выразили поддержку сильнее, чем простыми словами.

 

Ирина Халип, Страсбург, специально для Хартии`97