10 января руководитель Островецкой районной организации ОГП Иван Крук после 6 месяцев ареста вышел на свободу. Администрация арестного дома в Глубоком не сдержала слово: политзаключенного вывезли из тюрьмы в пол восьмого утра, хотя обещали освободить в половине десятого. К назначенному времени Ивана Крука и направились встречать коллеги по партии, однако в Глубоком его уже не застали.
Ивана Крука на милицейской машине отвезли за 50 километров от города и оставили на дороге в Поставском районе. Знакомый из Островца, который ехал на машине, подвез освободившегося узника домой. «Даже не дали по-человечески выйти из тюрьмы», — отметил в разговоре с пресс-службой ОГП Иван Крук.
По словам политзаключенного, он находился под пристальным вниманием со стороны администрации исправительной колонии № 13. «Хотели морально сломать, — считает Иван Крук. — Переводили из камеры в камеру, содержали с ранее судимыми. Беседовали: «Зачем ты занимаешься политикой?». Начальник колонии дважды разговаривал со мной на эту тему. Применяли все меры морального воздействия, чтобы я сдался».
Когда у Ивана Крука подошел срок условно-досрочного освобождения, против него устроили провокацию. 20 сентября три сотрудника ИК № 13 — майор и два прапорщика произвели обыск в камере № 64, где содержался политзаключенный. 12 осужденных при этом вывели на коридор. Затем Ивана Крука завели в камеру, где предъявили металлическую пилку длиной около 7 сантиметров, и заявили, что она была найдена в койке политзаключенного. Из-за этого ему отказали в УДО.
Здание арестного дома в Глубоком находится на территории колонии особого и усиленного режима. В камерах с Иваном Круком в разное время находились от 11 до 18 человек. Заключенных выводили на прогулку раз в день на час. Как отметил Иван Крук, когда он отбывал срок, его сына осудили по сфабрикованному делу на 2,5 года лишения свободы с отсрочкой на год. А мать Ивана Крука умерла, так и не дождавшись освобождения сына.
Политзаключенный написал заявление начальнику колонии, что отказывается от материальной помощи в размере одной базовой величины (31 тысяча рублей) и денег на проезд, которые выдаются заключенным при выходе на волю. Он попросил, чтобы эти средства перечислили в колонию «Витьба-3» экс-кандидату в президенты Александру Козулину. Однако администрация колонии при освобождении вручила деньги Ивану Круку, заявив: «Мы не имеем права. Вы можете сами перечислить ему деньги».
Иван Крук благодарен всем, кто его поддерживал. Поздравления на Новый год он получил со всего мира, в том числе из Америки, Бельгии, Литвы, Чехии. Более 100 открыток пришли политзаключенному от коллег по партии, ученых, журналистов, писателей, представителей общественных организаций, посольств. Поздравляли Ивана Крука и семьями. «Администрация колонии была в шоке», — сообщил пресс-службе ОГП Иван Крук.
Экс-узник собирается сделать заявление в связи с фабрикацией уголовных дел против него и его сына, в котором расскажет о беззаконии правоохранительной системы Беларуси. Он направит заявление в Прокуратуру Республики Беларусь, КГБ, МВД, ОБСЕ, всем послам, аккредитованным в Беларуси, а также в средства массовой информации. Иван Крук подаст также жалобу в Верховный суд в связи с незаконным вынесением приговора в отношении его и сына. «Если Верховный суд не примет оправдательного решения по нашим приговорам, я намерен обратиться в международные судебные инстанции с целью изобличения политического режима Беларуси, — сказал Иван Крук. — А также с целью выполнения резолюции о нарушении прав человека в Беларуси во время президентских выборов 2006 года, принятой Генеральной ассамблеей ООН».
«Настроение боевое, — заявил Иван Крук пресс-службе ОГП. — В тюрьме я не терял время, читал философию. Много мыслей и планов. Я пойду в бой с режимом до конца».
Напомним, что руководитель Островецкой районной организации ОГП и член Национального комитета ОГП был осужден на полгода ареста судьей Лидского районного суда Игорем Кошко по статье 364 УК — насилие либо угроза применения насилия в отношении работника милиции. Уголовное дело против него и сына Иван Крук назвал политической расправой за свою политическую и правозащитную деятельность.
Пресс-служба ОГП