11 лет референдуму, с которого началась диктатура

25/11/2007

24 ноября исполнилось 11 лет со дня проведения референдума 1996 года, который существенно расширил полномочия президента Республики Беларусь.

Юрист, бывший адвокат экс-кандидата в президенты Александра Козулина Игорь Рынкевич считает, что именно референдум 1996 года «положил начало той репрессивной системе, в условиях которой мы живем». «Именно с этого события начала создаваться репрессивная система в стране», — отметил И.Рынкевич.

«Оценка этого события для нас сейчас однозначна. Этот референдум не был легитимным. Более того, в действиях высших государственных чиновников в 1996 году усматриваются признаки уголовно наказуемых деяний — злоупотребление властью с целью ее удержания и захват власти неконституционным путем. Этот референдум поставил под сомнение результаты президентских выборов 2001 года. Его последствия усугубились референдумом 2004 года, на котором было отменено конституционное ограничение в два президентских срока для одного человека. Что, в свою очередь, сделало весьма сомнительными и нелегитимными результаты выборов 2006 года», — считает политик.

Депутат Верховного Совета 13-го созыва Валерий Щукин, который был непосредственным участником событий в Верховном Совете накануне референдума 1996 года, отметил: «Мы (депутаты) виноваты в том, что произошло. Мы были не готовы к обострению ситуации».

«К сожалению, референдум 1996 года продолжился референдумом 2004 года, на котором, по моему мнению, была уничтожена сама сущность республики — сменяемость руководящих органов. А если нет смены власти — это уже не республика», — заявил В.Щукин.

Эту мысль поддержал юрист Сергей Балыкин. «В 1996 году был сделан первый шаг на пути к переходной форме от республики к монархии. В 2004 году был сделан второй шаг — чтобы президент мог оставаться на своем посту бессрочно. Остался третий маленький шажок — законодательно закрепить престолонаследие», — заявил С.Балыкин.

При этом он отметил, как от референдума 1996 года пострадали предприниматели, которые «мало осознали, что референдум — это начало конца их бизнеса». «Именно после референдума 1996 года полномочия главы государства расширились до такой степени, что стало возможным внесудебное уничтожение бизнеса», — заявил С.Балыкин.