Андрей Санников: «Беларусь снова оказывается на задворках европейской истории»

07/04/2008

«Беларусь снова оказывается на задворках европейской истории, не понимая, что ни ядерной России, ни тем более средней по европейским меркам Беларуси не удастся выстроить отношения с Западом на своих условиях», — считает международный координатор Хартии’97 Андрей Санников.

На прошлой неделе в Бухаресте прошла конференция, которую организовал Немецкий Фонд Маршалла Соединенных Штатов, Министерство иностранных дел Румынии и английский аналитический центр «Чэтем Хауз». Фактически мероприятие проходило в рамках саммита НАТО и на него были приглашены непосредственные участники саммита. На конференции в дискуссиях выступали восемь глав государств, более 30 министров иностранных дел и обороны, главы международных организаций, депутаты национальных парламентов, представители Европарламента и Конгресса США, руководители аналитических центров, видные общественные деятели, журналисты ведущих мировых СМИ.

От Беларуси в Бухарестской конференции участвовали международный координатор Хартии’97, член оргкомитета гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников и руководитель фонда «Мы помним» Ирина Красовская.

На вопросы пресс-центра Хартии’97 отвечает Андрей Санников.

— Какие темы обсуждались во время Бухарестской конференции?

— В целом был весьма напряженный рабочий саммит. Естественно, для нас ближе были вопросы будущего членства в НАТО Украины и Грузии, но они отнюдь не были главенствующими. Саммит на самом высоком уровне обсуждал программу участия НАТО в восстановлении мирной жизни в Афганистане, размещение американских элементов ПРО не только на территории двух европейских государств, но и в целом создание европейской системы противоракетной обороны. Отмечалось, что на сегодняшний день примерно 20 процентов европейской территории не находится под защитой американских ракет. Как известно, обсуждались вопросы приема в НАТО трех балканских государств – Хорватии, Албании и Македонии. В этом вопросе из-за вето Греции Македония пока не была утверждена в качестве будущего члена НАТО.

— Как Вы оцениваете решение, принятое в отношении Украины и Грузии?

— Что касается вопроса о предоставлении Плана действий по членству в альянсе (ПДЧ) Украине и Грузии, то здесь дискуссии шли до самого последнего момента. Было очень интересно следить, как развивались события на саммите по этому вопросу. Вечером 2 апреля решение выглядело крайне неблагоприятным для Украины и Грузии. Но после продолжительных дискуссий вечером того же дня и всю первую половину 3 апреля был найден, на наш взгляд, хороший компромиссный вариант. И в официальных документах НАТО и в заявлениях генерального секретаря ясно сказано, что и Украина, и Грузия будут членами НАТО. Кроме того, решение по ПДЧ может быть принято еще в этом году, поскольку главы государств фактически уполномочили министров иностранных дел рассмотреть этот вопрос на своей встрече в декабре текущего года. Поскольку мы находились в гуще событий, то было крайне познавательным узнавать о тех дискуссиях, которые проходили по этому вопросу.

— Россия, конечно, была против предоставления ПДЧ Украине и Грузии?

— Российский фактор, безусловно, сыграл свою роль в том, что формально Украина и Грузия не получили ПДЧ, но это обстоятельство было воспринято всеми членами НАТО крайне негативно, и в будущем Альянс попытается избежать таких ситуаций. Это был первый и последний саммит, в котором принимал участие действующий президент России Путин, поэтому главы государств хотели соблюсти достаточно тонкий баланс, чтобы с одной стороны выступить с единых позиций, а с другой избежать прямой конфронтации с Россией, хотя на Бухарестской конференции эта конфронтация ощущалась. Участники задавали неприятные вопросы официальным представителям России, депутатам Госдумы Константину Косачеву и Сергею Маркову, негативно оценивали роль России в вопросах энергетической безопасности, ущемления в России прав и свобод человека. Несмотря на напряженность отношений Запада с Россией, мне кажется, что Запад использовал саммит НАТО и саммит Россия-США в Сочи для того, чтобы продвинуться по стратегическим направлениям, таким как Афганистан и укрепление системы ПРО в Европе. Как мы знаем, США и Россия отметили разногласия, но договорились все-таки продвигаться в обсуждении вопросов по ПРО. Россия также подтвердила свою готовность предоставлять воздушное пространство для транспорта в Афганистан.

— Обсуждался ли каким-то образом на Бухарестской конференции белорусский вопрос?

— Белорусской темы в конференции не было, но, безусловно, вопрос обсуждался и во время дискуссии, и в перерывах. Сегодня ситуация в Беларуси всем хорошо известна, поэтому обсуждения в основном сводились к вопросу: что можно сделать, чтобы Беларусь вернулась в семью европейских народов. На фоне конфликта с американским посольством и новых, необоснованных требований по сокращению штата посольства, много говорилось о необходимости европейской солидарности с США. И нее только европейской. Внимательно следит за событиями в Беларуси руководство Канады.

В целом, многие политики и аналитики говорили о том, что они искренне заинтересованы в развитии связей с Беларусью, однако сигнал, которой они получили в последнее время, заставляет думать о защите прав человека, а не о развитии экономических связей. Если раньше белорусская тематика редко присутствовала на международных конференциях, то сегодня в европейских странах и США проходят отдельные конференции и семинары, посвященные Беларуси или нашему региону, включая Украину и Россию.

— Говорилось ли на конференции об угрозах России разместить свои ракеты на территории Беларуси?

— Это даже не обсуждалось. Это была очевидная неуклюжая попытка российской военщины, при молчаливом согласии официального Минска, что-то продемонстрировать НАТО. Другое дело, если эта тема вновь возникнет не накануне каких-то решений НАТО и Соединенных Штатов, а в другой ситуации, то тогда к этому следует отнести серьезно.

Конференция в очередной раз продемонстрировала, что даже те страны, которые сегодня не стремятся вступить в НАТО, активно сотрудничают с Альянсом и выстраивают с этой организацией взаимовыгодные отношения. Беларусь же в очередной раз оказывается на задворках европейской истории, не понимая, что ни ядерной России, ни тем более средней по европейским меркам Беларуси не удастся выстроить отношения с Западом на своих условиях.