11 августа белорусский «Свободный театр» вернулся из чешского Градечка – места, где на протяжении более 30-и лет проходят традиционные театральные встречи.
Идея встреч, проходящих в маленьком поселке, расположенном в горах, принадлежит двум друзьям – бывшему Президенту Чехии, драматургу Вацлаву Гавелу и театральному режиссеру Андрею Кроубу.
В живописном месте, у подножья Татр, в лесу, расположились два дома, принадлежащие двум друзьям – режиссеру Андрею Кроубу и драматургу Вацлаву Гавелу. Семья Кроубов получила этот дом в середине сороковых годов, а позже, в середине шестидесятых, рядом построила свой загородный дом семья Гавелов. Но дружба Андрея Кроуба и Вацлава Гавела основана не только, и не столько, на том, что они жили рядом, сколько на общности взглядов на творчество и свободу.
Первые встречи творческих людей в Градечке стали происходить в начале 70-х годов, когда в Чехословакии, после вторжения советских войск, свирепствовала коммунистическая диктатура. Тогда Кроуб и Гавел стали каждое лето на несколько дней собирать у себя в гостях свободолюбивых деятелей культуры. Под видом дней рождений, свадеб и юбилеев, устраивались показы спектаклей, концерты, литературные чтения. Здесь впервые звучали пьесы запрещенных чешских драматургов и песни преследуемых музыкантов. Вспоминая это время, Андрей Кроуб говорит:
«В то время проводить подобные встречи было очень сложно – мы постоянно находились под психологическим прессингом. Накануне очередной встречи весь Градечек был окружен полицейскими машинами и группами людей в штатском, – они проверяли документы, переписывали номера машин… Присутствие в Градечке гарантировало человеку попадание в «черные списки». Я думаю, что сегодня вы, белорусы, как никто из европейцев, можете себе представить, как это было – ваша ситуация очень схожа с нашей ситуацией тридцатилетней давности. С той лишь разницей, что за это время появились мобильные телефоны и интернет».
Интересно, что встречи в Градечке не прекращались и тогда, когда Вацлав Гавел стал Президентом Чехии. Правда, из-за сильной загруженности, он смог бывать на них не ежегодно.
Не смог Гавел присутствовать в Градечке и в этом году, правда, по другой причине – подвело состояние здоровья.
«Мы очень переживаем о его состоянии здоровья. В прошлом году мы встречались здесь – в Градечке, и договорились о том, что покажем спектакль «Поколение Jeans». Гавел позвонил нам прямо перед спектаклем, и сокрушался, что не смог приехать в этом году, но он выразил надежду на то, что мы сможем встретиться в Градечке в следующем. Надеемся, что так и будет», – говорит директор белорусского «Свободного театра» Наталья Коляда.
На встрече году присутствовали известные в стране политики, музыканты, режиссеры, актеры, драматурги, писатели.
Помимо белорусского «Свободного театра», свои работы в Градечке показали два чешских театральных коллектива – из Праги и Карловых Вар. Пражане представили комедийную одноактовку «Фуршет», а карлововарцы – спектакль по одноактной пьесе Вацлава Гавела «Протест».
Поддержать своих друзей в Градечек приехал один из лидеров гражданской кампании «Европейская Беларусь», международный координатор Хартии’97 Андрей Санников. Он сказал о том, что больше всего поразило его в Градечке:
«Очень сильное впечатление от спектакля «Поколение Jeans». Многие зрители сами жили при диктатуре, прошли через тюрьмы, поэтому сопереживание ощущалось просто физически. Чехи очень эмоционально восприняли этот спектакль и после него обсуждали ситуацию в Беларуси между собой и с нами. Игра Николая Халезина гораздо убедительнее, чем выступления в официальных организациях дает почувствовать, что на самом деле сегодня происходит в Беларуси».
Спектакль «Поколение Jeans», сыгранный на открытой импровизированной площадке прямо в лесу, был очень тепло встречен публикой. А финальная сцена спектакля, в которой речь идет о чешском студенте Яне Палахе, который сжег себя на Вацлавской площади Праги, протестуя против введения советских войск в Чехословакию, вызвала у зрителей целую волну воспоминаний.
«Людям свойственно забывать. Мы привыкли к свободе, как неотъемлимой части нашего общества, – нам уже тяжело представить, что кто-то может у нас эту свободу отнять. И напоминание спектаклем «Поколение Jeans» того, что ее так легко потерять, сегодня очень важно. Мы все желаем вам, белорусам, чтобы вы тоже полной грудью вдохнули воздух свободы, и это произошло как можно быстрее» – говорит драматург, доктор математики Рене Левинский.
Автор спектакля Николай Халезин на протяжении двух дней принимал слова благодарности чешских зрителей: «Я очень рад, что чешские зрители поняли те мысли, которые мы пытаемся донести. И нам было очень важно сыграть «Поколение Jeans» именно здесь, в Градечке – «мекке» культурного чешского сопротивления, традиции которого являются для нас образцом проявления свободы творчества и гражданской позиции творца».
Никита Ярин
www.dramaturg.org