Иск от имени Анатолия, Ирины и Валерии Красовских зарегистрирован в ООН

04/12/2008

Управление Верховного комиссара по правам человека ООН сегодня, 4 декабря, уведомило Ирину и Валерию Красовских о том, что 16 ноября 2008 года иск от имени Анатолия, Ирины и Валерии Красовских был зарегистрирован в Комитете по правам человека ООН, и его копия была отправлена ответчику — государству Беларусь.

Иск Красовских был подготовлен нидерландской адвокатской конторой; он состоит из ста пунктов, к нему приложено 25 документов общим объемом более тысяча страниц. От своего имени, а также от имени Анатолия Красовского, подвергшегося насильственному исчезновению 16 сентября 1999 года, Ирина и Валерия Красовские призывают государство Беларусь

1) немедленно допросить подозреваемых в причастности к насильственному исчезновению Анатолия Красовского, названных в специальном Меморандуме депутата Парламентской Ассамблеи Совета Европы Христоса Пургуридеса;

2) удовлетворить многочисленные просьбы членов семьи Анатолия Красовского и международного сообщества провести тщательное открытое расследование исчезновения Анатолия Красовского;

3) идентифицировать и указать место захоронения Анатолия Красовского;

4) компенсировать жертвам насильственного исчезновения Анатолия Красовского моральный и материальный ущерб.

Согласно иску Красовских, государство Беларусь нарушило пункты 6,7, 9 и 10 Международного пакта о гражданских и политических правах. Иск подан в соответствии с Факультативным протоколом к Международному пакту о гражданских и политических правах, который является последним и практически единственным международным документом, подписанным Беларусью и обязывающим ее нести ответственность за преступления против собственных граждан.

Государство Беларусь имеет в своем распоряжении 6 месяцев, чтобы отреагировать на иск Ирины и Валерии Красовских. По истечении этого срока оно будет вынуждено ответить на все пункты иска и/или признать себя виновным и, следственно, удовлетворить требования жертв.

 

Анатолий Степанович Красовский. Родился 17 мая 1952 года в п. Крупки Минской области. Закончил физический факультет Белорусского государственного университета. Педагог, кандидат философских наук, автор десятков научных трудов и ряда учебных пособий, разработчик школьного курса «Этика и психология семейной жизни». С начала девяностых крупный предприниматель, издатель массовых журналов «Я+Я», «Идеал» и других. Занимался благотворительностью, оказывал финансовую поддержку ряду общественных организаций Беларуси, в том числе и политически независимым. Известен как личный друг вице-спикера Верховного совета 13-го созыва Виктора Гончара, лидера белорусской оппозиции.

1999 год стал годом ожесточенной конфронтации режима Лукашенко и противников навязанной им на референдуме 1996 года новой редакции Конституции, объявившей кроме прочего и новую дату президентских выборов в Беларуси. Политические силы, не признавшие созданную Лукашенко версию Конституции и его претензий на право исполнять президентские полномочия вплоть до 2001 года, в ходе борьбы с режимом были твердо намерены провести президентские выборы в 1999 году, как это и предполагал Основной закон страны, принятый после обретения Беларусью независимости.

Значительная часть противников Лукашенко объединилась вокруг Верховного совета 13-го созыва. До референдума 1996 года, по результатам которого этот высший орган законодательной власти страны был распущен, Верховный совет не являлся выразителем тех или иных политических воззрений. Он олицетворял Закон и являлся серьезным препятствием Лукашенко на пути к неограниченной власти. В частности, Верховный совет 13-го созыва ответил отказом Лукашенко на его требование продлить срок на посту президента до семи лет и внести изменения в Конституцию, необходимые для расширения полномочий исполнительной власти. Референдум 1996 года, прошедший с нарушениями, несовместимыми с основными нормами права, и был инициирован Лукашенко, с целью сломить это сопротивление законодательной власти, с тех времен в фигуре Виктора Гончара, вице-спикера Верховного совета, он видел прямого политического оппонента.

Для Лукашенко опасность действий оппозиции, взявшей в 1999 году курс на «альтернативные» президентские выборы, заключалась не в том, что он мог быть лишен присвоенного им времени на президентском посту. Оппозиция имела в своих руках инструмент, с помощью которого режим Лукашенко мог быть разрушен. Провести президентские выборы, проигнорировав навязанную версию Конституции, означало поймать режим за руку на месте первого большого преступления, всенародно доказать нелигитимность власти. Эту опасность Лукашенко осознавал именно в силу того, что референдум 1996 года был задуман им как способ абсолютного захвата власти в стране, как гарантия пожизненных президентских полномочий. Таким образом серьезность угрозы, которую представляли для Лукашенко политические силы, объединившиеся вокруг Верховного совета 13-го созыва, нельзя переоценить.

Виктор Гончар, вице-спикер Верховного совета 13-го созыва, непримиримый противник Лукашенко, общепризнанный лидер оппозиции и его друг крупный предприниматель Анатолий Красовский, финансировавший оппозиционное движение, стали объектами пристального внимания спецслужб, обеспечивавших безопасность режима. За Виктором Гончаром и Анатолием Красовским велась слежка, их телефонные разговоры постоянно прослушивались.

Первым сигналом крайнего недовольства властных структур политической активностью Анатолия Красовского стал его арест августе 1999 года. Предприниматель был помещен в СИЗО, где ему фактически было предъявлено обвинение в подрывной деятельности. Однако после публикации в ряде СМИ подробностей случившегося следствие озвучило другую версию, согласно которой Анатолий Красовский виноват в том, что своевременно не возвратил кредит, взятый в банке «Поиск». Из-за явного несоответствия действительности это обвинение быстро развалилось. В течение недели предпринимателя отпустили вместе с другими задержанными по этому делу.

Трагедия произошла 16 сентября 1999 года. Вечером этого дня Анатолий Красовский и Виктор Гончар были похищены. Правоохранительными органами было начато расследование, однако все известные в настоящее время улики были собраны добровольцами. В том числе и обнаруженные на месте похищения на улице Фабричной в Минске осколки стекла автомобиля Анатолия Красовского, которым друзья пользовались в этот день, и следы крови, идентифицированной независимой экспертизой как кровь Виктора Гончара. Эти и другие собранные данные проясняют детали похищения и в глазах широкой общественности являются подтверждением того, что оно было организовано силами спецслужб.

В июне 2001 года мировая общественность получила в распоряжение показания следователей КГБ Петрушкевича и Случека, которые рассказали подробности сложившейся за годы нахождения Лукашенко у власти и контролируемой им лично системы физического устранения неугодных в Беларуси.

В 2004 году депутат Парламентской Ассамблеи Совета Европы Христос Пургуридес выступил с Меморандумом, где заявил, что к насильственным исчезновениям в Беларуси причастны белорусские чиновники высшего ранга. В результате ПАСЕ приняла резолюцию, в которой призвала Беларусь допросить названных в докладе подозреваемых и провести открытое расследование случаев исчезновений. Беларусь до сих пор игнорирует требования ПАСЕ. О судьбах насильственно исчезнувших Юрия Захаренко, Виктора Гончара, Анатолия Красовского, Дмитрия Завадского по сей день ничего не известно.