14 февраля, в канун Дня солидарности, на адрес гражданской инициативы «Мы помним» пришло письмо поддержки от организаций, занимающихся проблемами насильственных похищений в Аргентине, Шри-Ланке, Македонии, Хорватии, Сербии, Ираке, Боснии и Герцеговине. Представители этих организаций познакомились с белорусской проблемой насильственных исчезновений в декабре 2005 года на конференции «Международные модели правосудия переходного периода», проходившей в г. Сараево.
Неимоверное количество боли, страдания, надежды сосредоточилось в одном зале. «Правда» и «правосудие» — эти два слова звучали в каждом выступлении, в каждой ремарке, в каждом вопросе на конференции «Международные модели правосудия переходного периода» (International Models of Transitional Justice), организованной Международной комиссией по исчезнувшим людям. Женщина, потерявшая двух сыновей и мужа в Сребренице, выступая на конференции, сказала: «Нам нужна правда. Без правды и правосудия нет пути в демократию».
С докладом и презентацией «Трансформация боли: от безнаказанности к правосудию — 20-летняя борьба семей исчезнувших в Аргентине» выступил Патрисио Райс из Латиноамериканской Федерации ассоциаций родственников задержанных и исчезнувших людей» (FEDEFAM). Он сказал: «Мы потеряли наших родных; многие из нас были заточены в тюрьмы; мы знаем, что такое пытки. Мы объединились не потому, что читали об этом в книгах или видели это в кино, но потому что это просто наша жизнь… Семьи исчезнувших людей не были образованы в сфере прав человека, пока их любимые не были похищены. Мы сделали для себя это открытие лишь тогда, когда они бросили нас и наших друзей в тюрьмы… И только тогда мы поняли, что такое солидарность».
30 тысяч исчезнувших, 10 тысяч убитых, изломанные судьбы и растоптанные жизни — таков горький опыт борьбы за свободу и демократию в Аргентине
Каждое выступление задевало эмоции и чувства, и в первые мгновенья не позволяло переварить эту ужасную правду о насильственных исчезновениях и длительной броьбе за правосудие. Только в Шри-Ланке 60 000 насильственных исчезновений в период с 1987-1992 гг. Ужасные цифры преступления против человечности, прозвучавшие в докладе Мохамед Тер Джазим Эль-Тимим и других выступающих из Ирака: более 1 миллиона исчезновений в Ираке — расстрелянных и растворенных в кислоте. 300 могил массссовго захоронения. Саддам Хуссейн в тюрьме, но люди ждут правды и правосудия. И это дорога, по которой Ирак делает лишь свои первые шаги.
От Беларуси на конференции выступила лидер гражданской инициативы «Мы помним» Ирина Красовская с докладом «Сила в солидарности: исчезновения в Беларуси». В нем она рассказала о ситуации с правами человека в стране, об отказе властей от расследования похищений людей, о желании и стремлении не только родственников, но и обычных людей узнать правду об исчезновениях. Отдельно Ирина Красовская отметила активность международных организаций, в частности ПАСЕ и доклад Христоса Пургуридеса «Об исчезновениях в Беларуси», о Дне Солидарности 16-го числа каждого месяца.
Все выступления и дискуссии конференции показали, что хотя количество насильственных исчезновений в странах разное (20 случаев в Македонии, 30 000 в Аргентине, 5 000 в Косово, 35 000 в Боснии и Герцеговине), исчезновения происходят там, где к власти приходит диктатура, которая любыми средствами пытается удержать население под жесточайшим контролем.
И еще один важный урок, извлеченный из этой конференции, о котором говорили все — рано или поздно диктатуре приходит конец. Тогда встанет вопрос о правде, правосудии и реабилитации. Это то, что сейчас осуществляется во многих странах, переживших трагедию тирании — в том числе Боснии и Герцеговине, которая и организовала конференцию.
В Боснии и Герцеговине, которые очень серьезно пострадала от результата этнических чисток, развязанных Слободаном Милошевичем, серьезно пытаются решать вопросы правды и правосудия на государственном уровне, а также с помощью неправительственных организаций. Как отмечали многие выступающие, 10 лет назад никто даже не говорил о переходном правосудии. Сегодня в этой стране созданы Комиссия по правам человека, Криминальный Суд Боснии и Герцеговины и Прокуратура для расследований военных преступлений, существует Закон о насильственных исчезновениях, создан Институт пропавших людей.
Но до сих пор, как отмечали выступающие, существует много нерешенных проблем: не все могилы найдены, не все найденные тела идентифицированы, не все преступники найдены и наказаны. В одном из выступлений прозвучал пример: семилетний мальчик был свидетелем преступления, когда убили почти всех его близких, но он до сих пор молчит, потому что те, кто совершил это преступление, по-прежнему живут рядом.
Очень серьезно на конференции обсуждались проблемы преследования военных преступников и тех, кто нарушал права человека, вопросы защиты свидетелей. Дискутировались и проблемы поиска правды с использованием неюридических методов: документирование и записи, восстановление имен, могил. Рассматривались и вопросы возмещения морального и материального ущерба.
Женщина из Хорватии, присутствовавшая на конференции, сказала: «Это никогда не должно повториться. Все — и хорваты, и сербы — жертвы Милошевича. Не надо спорить, кто большая жертва. Мы должны остановиться, ведь мир маленький».
Самые интересные беседы происходили во время неформального общения — у каждого участника невероятно трагические личные истории. Многие сами оказались похищенными во времена тирании в Аргентине, Ираке, Шри-Ланке — провели в тюрьмах по несколько лет. Интеллигентный, образованный врач из Ирака 10 лет провел в камере без света во времена Саддама Хусейна. Его коллега по делегации, курд, с отличием закончивший школу и колледж, потерявший десятки родственников, впервые получил паспорт после свержения Саддама. У боснийской женщины из Сребреницы пропали сын, муж, отец, два брата. Молодая сербка из Сараево прожила с мужем 6 месяцев, но однажды ночью его увели, больше она никогда его не видела. Ее вскоре после этого родившийся сын никогда не видел отца.
Очень важными стали слова женщины из Колумбии, муж которой был похищен: «Быть родственником похищенного человека, значит быть всегда наполненным пустотой: пустотой в сердце, пустотой в доме, пустотой в осознании смысла жизни. Это значит — помнить каждый день. Но жизнь продолжается не только для нас, но также для наших детей, которым нужны надежда и правда».
Участники конференции приняли участие в акции, организованной организацией граждан «Женщины Сребреницы», в небольшом городе Тузле. Эта акция проходит 11 числа каждого месяца в память о 10 тысячах мужчин, убитых в июле 1995 г. в районе Сребреницы. Матери, жены, дочери пропавших с разноцветными лоскутами материи, на которых написаны имена их родных и близких, идут через весь город к центральной площади. К площади, которая по их требованию была переименована в площадь «Жертв геноцида Сребреницы».
В печально известном месте Сребреница участники конференции посетили Потокарский Мемориал и кладбище, где похоронены 2 000 идентифицированных тел из обнаруженных могил массового захоронения 1995 года. Они встретились там с организацией женщин «Матери Сребреницы», благодаря усилиям и требованиям которых стало возможна вся работа по поиску, идентификации и захоронению останков. У каждой из них свои истории: одна из женщин похоронила 8 мужчин из своей семьи — 3 сыновей, мужа и 4-х внуков.
Участники конференции также встретились с Объединением боснийских ассоциаций, которое состоит из 11-и организаций, представляющих интересы 16 000 пропавших в 1992-1993 гг.
Наиболее сильное впечатление произвела поездка в Институт пропавших людей и Координационный центр по идентификации, где можно увидеть и ознакомиться со всем процессом поиска и идентификации останков тел, начиная от обнаружения могил массового захоронения до раскопок, сохранения останков, идентификации, возвращения останков родным. Это титаническая и впечатляющая своими результатами работа института и координационного центра.
Проживаешь жуткие ощущения, когда видишь то, что осталось от тысяч людей в итоге варварской политики диктаторов, стремящихся удержать власть любой ценой — даже ценой уничтожения собственного народа. Как правило, палачи пытаются замести следы своего преступления. Сотрудники лабораторий рассказали участникам конференции о множественных случаях перепрятывания трупов (сотрудники находили следы одного человека в разных могилах). Многие трупы были сожжены. Но даже в этом случае остается возможность идентифицировать человека, что и делается в лабораториях Института пропавших людей в Боснии и Герцеговине. Возможность идентифицировать останки остается даже через многие десятки лет.
У многих возникает вопрос — почему белорусские власти после исчезновения Димы Завадского сначала заказали в России оборудование для поиска трупов в земле, а потом вдруг от него отказались. Но, как показала практика в Боснии, идеальных преступлений, как на то рассчитывали, уничтожая Юрия Захаренко, Виктора Гончара, Анатолия Красовского и Дмитрия Завадского, не бывает. Следы преступления уничтожить нелегко. Рано или поздно правда будет найдена и в Беларуси.
Огромна роль семей пропавших людей в организации процесса поиска исчезнувших в Боснии и Герцеговине. Это они явились катализатором процесса поиска правды и правосудия в стране. Организация «Матери Сребреницы», объединяет 8000 человек. Эти женщины своими активными действиями смогли добиться того, чтобы на проблему пропавших и их семей обратили внимание власти и международные структуры, начав серьезно помогать в ее решении. Эти женщины, доведенные до отчаяния неизвестностью о судьбе близких, отсутствием жилья и работы, вынужденные бежать из родных мест, попробовали мирно решить эти проблемы с правительством, но безуспешно. Тогда они использовали более действенные методы, перейдя к уличным акциям. Много раз они пережили настоящие противостояния с полицией, когда 50 полицейских и 50 женщин стояли друг против друга. Женщины победили – на их и их проблемы обратили серьезное внимание власти и международные структуры.
Сегодня в их активе — в открытие кладбища и мемориала в Потокари, проведение конференции «Правда, правосудие, память», чтение лекций по правам человека для студентов в Болонье, встречи и конференции для международной общественности и журналистов, участие в заседаниях Международного суда и многое другое. Каждое 11 число месяца они молятся, чтоб не забыть то, что случилось, и чтобы такое никогда не повторилось больше ни с кем.
Солидарность с семьями исчезнувших общественных деятелей, политзаключенных, всех тех, кто сражается за свободную и демократическую Беларусь, выразили более 100 участников конференции.
Хартия-97
На фото: Ирина Красовская с представительницами организации «Матери Сребреницы»