Заместитель председателя Белорусского Хельсинского комитета Гарри Погоняйло, являющийся юридическим представителем матери и жены исчезнувшего оператора Общественного российского телевидения Дмитрия Завадского, направил Генеральному прокурору Республики Беларусь жалобу на очередное приостановление расследования уголовного дела по исчезновению журналиста. В ней он требует возобновления расследования.
Напомним, что еще 3 мая матери журналиста Ольге Завадской пришло письмо, подписанное заместителем начальника отдела по расследованию дел о коррупции прокуратуры Республики Беларусь младшим советником юстиции Иваном Бранчелем. В нем сообщается, что «уголовное дело, возбужденное по факту исчезновения Дмитрия Завадского, приостановлено 31 марта 2006 по п. 6 ч. 1 ст. 246 УПК РБ в связи с необнаружением бесследно исчезнувшего лица».
Д.Завадский исчез утром 7 июля 2000 года на пути в Национальный аэропорт «Минск», куда он приехал на машине встречать своего коллегу, тележурналиста ОРТ Павла Шеремета.
В 2002 году Минский областной суд признал виновными в похищении телеоператора бывшего офицера спецподразделения МВД «Алмаз» Валерия Игнатовича и сотрудника этого же спецподразделения Максим Малика. Они были приговорены к пожизненному заключению. Вина еще 2 человека, проходивших по делу «группы Игнатовича», по эпизоду похищения Д. Завадского не доказана. В марте 2004 года республиканская прокуратура приостановила расследование дела о похищении Д.Завадского «в связи с необнаружением безвестно исчезнувшего лица». В 2005 году расследование было возобновлено.
Гарри Погоняйло обращает внимание в своей жалобе на ряд обстоятельств. Из приговора следует, что в похищении участвовали не только Игнатович и Малик, но и другие неустановленные лица. Правозащитник отмечает, что если в постановлении о приостановлении расследования не указано, какие меры предпринимались для установления местонахождения Завадского, то его, как юридического представителя, интересует, что предпринято для выяснения, кто же были эти «неустановленные лица».
Г. Погоняйло расценивает содержание постановления о приостановлении дела как формальное. Он в очередной раз просит дать ему возможность ознакомиться с материалами дела, так как ранее прокуратура отказывала ему в этом. Аргументируя отказ тем, что как только расследование будет завершено, юридические представители и близкие потерпевшего получат возможность ознакомления. Но теперь, по словам правозащитника, складывается впечатление, что расследование может тянуться долгие годы.
Он напомнил, что руководитель Беларуси А. Лукашенко ранее неоднократно требовал, чтобы преступление было раскрыто, виновные наказаны, а судьба Дмитрия Завадского установлена («Найдите Диму!» — восклицал Лукашенко перед телекамерами в июля 2000 года). Он подчеркивал, что дело у него на личном контроле. Но уже через несколько месяцев, после появления информации о причастности к похищению Завадского, (как и к похищению Юрия Захаренко, Виктора Гончара, Анатолия Красовского) лиц из ближайшего окружения главы государства, о деле забыли. Лукашенко стал называть эти преступления «заигранной пластинкой оппозиции».
«Чем больше я вникаю в обстоятельства этого дела, тем больше у меня сомнений в том, что В. Игнатович и М. Малик серьезно виноваты в похищении Завадского. А настоящие преступники на свободе» — предположил сомнение Гарри Погоняйло в беседе с корреспондентом БелПА.