«Европейский Суд по правам человека сегодня единогласно осудил Россию за исчезновения четырех мужчин в разных районах Чечни в период с августа 2002 года по декабрь 2004 года».
Дело Астамирова и другие против России (27256/03) связано с исчезновением Асланбека Астамирова 5 августа 2002 года в селе Гехи, Чечня. Поздно ночью около 30 военнослужащих ворвались в дом Астамировых и задержали Асланбека. С тех пор никаких известий о нем нет.
Заявители по делу Сагаев и другие против России (4573/04) — это родственники Ильяса Сагаева и его племянника Юнади Сагаева. 30 августа 2002 года Ильяс был задержан российскими военнослужащими в собственном доме в Урус-Мартане, Чечня. Соседи подтвердили, что военнослужащие прибыли на бронетранспортерах. 13 сентября 2002 года военнослужащие увели Юнади из его дома в Урус-Мартане. Никаких новостей об Ильясе и Юнади нет со времени их задержания.
Дело Вагапова и Зубираев против России (21080/05) касается исчезновения Алиса Зубираева в селе Чечен-Аул,Чечня. Российские власти признали, что ранним утром 21 декабря 2004 года в Чечен-Ауле была проведена специальная операция, но отрицали, что Алис был задержан. Однако, сосед семьи Алиса, также задержанный в ходе данной операции, но впоследствии освобожденный, показал, что его увезли в том же военном автомобиле, что и Алиса.
«Суд признал, что у меня есть право знать, что случилось с моим сыном», — сказала Зара Вагапова, мать Алиса Зубираева. — «Суд также постановил, что власти так и не провели эффективного расследования этого дела. Они теперь должны начать тщательное расследование и сообщить, где мой сын».
В своих сегодняшних решениях Суд единогласно установил, что:
— Право на жизнь было нарушено в отношении пропавших без вести, которых следует считать погибшими (нарушение статьи 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод);
— Российские власти не провели эффективного расследования по фактам нарушений права на жизнь (нарушение статьи 2);
— Родственники заявителей были незаконно задержаны (нарушение статьи 5);
— Отношение государственных органов к жалобам родственников исчезнувших достигло уровня бесчеловечного обращения (нарушение статьи 3);
— Заявители были лишены доступа к эффективным средствам правовой защиты от нарушений (статья 13).
В соответствии с решениями Суда заявителям по трем делам присуждена компенсация за материальный и моральный ущерб в сумме 157 000 евро.
Заявителям по всем трем делам при подаче жалоб в Суд помогала «Правовая инициатива по России».
12 марта 2009 года Суд вынесет решения еще по трем делам о грубых нарушениях прав человека в Чечне.