В поисках следов Юрия Захаренко

23.07.1999

Со дня более чем таинственного исчезновения экс-министра МВД Юрия Захаренко прошло около месяца. За это время появились две основные версии случившегося: имитация похищения и физический захват Захаренко. Причем даже отрывочная информация о последних минутах, предшествующих исчезновению Захаренко, говорит в пользу второй версии. В этой связи `БДГ` задалась целью — выяснить (насколько это возможно в царящих ныне в Беларуси условиях), где же может находиться бывший министр. Данный материал — первый из серии `поисковых` публикаций. По мере получения новой информации мы будем знакомить вас с ней. Ясно, что лица, отдавшие приказ на похищение (если следовать версии санкционированного захвата), равно, как и сами исполнители, при подготовке и осуществлении акции соблюдали строжайшие меры конспирации. Несомненно, что круг этих людей весьма ограничен. Связанные опасностью возмездия за содеянное, они будут хранить гробовое молчание. Но не все. И есть надежда, что обществу еще предстоит услышать подробности данной истории из уст самого Захаренко. И его похитители понимают, что рано или поздно все тайное становится явным.
Возможное место содержания Юрия Захаренко под стражей вычислить сложно. В стране имеется более сотни охраняемых специальных объектов (СО), куда имеет доступ строго ограниченный круг лиц. Эти СО принадлежат различным ведомствам — МО, КГБ, МВД, внутренним войскам, Госкомитету погранвойск, МЧС, управделами президента. Как правило, все они дислоцируются вдали от населенных пунктов, в приграничной зоне, в заповедниках. Отличительной чертой СО могут служить дорожные знаки `Въезд воспрещен`, `Тупик`, щиты с надписями типа `Запретная зона`, `Въезд только по пропускам`, `Осторожно, стреляют!` или наличие вооруженных людей в камуфляже.

Почти со 100%-ной гарантией можно утверждать, что экс-министра на действующих объектах МО и ГКПВ нет. Во-первых, для этого понадобилась бы эвакуация находящихся там военнослужащих, что привлекло бы внимание местного населения. Во-вторых, узнай военнослужащие о таком соседстве, как люди порядочные, они наверняка проинформировали бы общественность. Тем более, что люди в погонах после недавнего президентского декрета N 13 о пенсиях не питают особой любви к нынешней власти. Подтверждение тому — многочисленные обращения анонимных военных, готовых не только высказать свои суждения в отношении власть предержащих, но и представить документы, которые `могут шокировать общественность`. Многие из этих документов — под грифом секретности. Впрочем, редакция `БДГ`, имея печальный опыт сотрудничества с нынешней властью, во избежание провокаций относится к подобным обращениям осторожно и избирательно.
По всей видимости, из списка мест возможного заточения Захаренко следует исключить Минск. Вряд ли его стали бы содержать в стационарных СИЗО, КПЗ или в тюрьме по улице Опанского. Ведь там работают штатные сотрудники милиции, среди которых могут оказаться сторонники бывшего министра. А это означало бы неминуемую утечку информации. Хотя полностью списывать со счетов столицу не стоит.

Мало кто знает, что в нашем гостеприимном городе есть несколько многоэтажных особняков с вывесками-`легендами` типа `НИИ`, `Спец...проект` или `Предприятие обл...торга`, куда ежедневно приходят на работу люди, по выправке и прическам которых можно безошибочно сделать вывод об их принадлежности к силовым структурам. Нельзя забывать и о большом количестве жилых квартир, имеющих на языке оперативников свои специфические названия, в которых в принципе можно создать режим изоляции. Но, еще раз оговоримся, что это — Минск, где шила в мешке не утаишь.

Немало приверженцев у версии о нахождении Захаренко на одном из объектов внутренних войск МВД. Тем более, что в негосударственных СМИ проскальзывала информация о якобы причастности к похищению экс-министра людей из некой таинственной спецгруппы этого ведомства. Однако пока это остается не более чем версией.

Из списка известных засекреченных точек ВВ МВД можно смело исключить объект в районе Бегомля, поскольку он уже `засвечен` в СМИ. `БДГ` еще полгода назад подробно писала о нем, его обитателях и возможности попасть туда посторонним лицам.

Один неизвестный `БДГ` источник, позвонив по телефону, предложил осуществлять поиск `зиндана`, проводя анализ поездок некоторых высокопоставленных лиц по территории республики. Этот совет весьма разумен. Ведь рано или поздно кто-то из властной верхушки, озабоченный шумовым эффектом в СМИ или ужесточающимися требованиями Запада относительно освобождения Захаренко, пожелает встретиться с ним для ведения переговоров по урегулированию скандала или принять окончательное решение о его судьбе.

С учетом предоставленного законом `О СМИ` права получать информацию не только официальным путем попытаемся последовать рекомендации анонима без каких-либо выводов.

От сопоставления маршрутов поездок президента по городам и весям с местом дислокации `зиндана` мы сразу же отказались. Вряд ли Александр Григорьевич решится посмотреть в глаза человеку, готовому в свое время вызвать его на честный мужской поединок. (Это к тому, что люди, знающие Лукашенко, не раз говорили о его патологической мстительности, нежелании идти на компромиссы, уклонении от общения с сильным оппонентом).


Благодаря источникам в одном из силовых ведомств `БДГ` удалось отследить один весьма любопытный маршрут. Через неделю после исчезновения экс-министра в рабочую поездку по Брестской области направился госсекретарь Совета безопасности Виктор Шейман. Одним из мест его посещения стал бывший объект МО СССР, расположенный в Каменецком районе. Сейчас там возводится санаторий для граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС. Но мало кто может поверить, что главу Совбеза интересовала эта стройка. Тем более, что она ведется уже шесть лет. В конце концов, инспектировать `стройки века` подобного назначения — первоочередная обязанность министра здравоохранения Игоря Зеленкевича или министра соцзащиты Ольги Даргель.
Любопытно, что внутри этого объекта есть еще один объект, который именуется `ямой` и вход куда преграждают колючая проволока, контрольно-пропускной пункт, система сигнализации и кодовые замки. (Кстати, и об этом сооружении писали `БДГ`, а затем `Брестский курьер` еще два года назад. Вопрос о спасении Богом и властями забытого военного городка как-то поднимал депутат ВС 12-го созыва Валерий Зеленин. Так что обвинить автора в разглашении государственных секретов вряд ли удастся).

Раньше за `колючкой` была воинская часть с условным наименованием в/ч 11954, подчиненная непосредственно Москве, которая имела некоторое отношение к войскам связи. Об этом известно любому, даже местным ребятишкам, так как за много километров были видны многометровые антенные поля.

Для создания там `зиндана` условия более чем подходящие. Имеются все возможности для содержания людей под стражей, вплоть до создания внутри здания нужного температурно-атмосферного режима, надежная охрана, удаление от крупных населенных пунктов, наличие открытой и засекреченной связи со всеми городами и весями Беларуси. Рядом погранзона, куда после истории с группой ОРТ не всякий из журналистов рискнет проникнуть. Немаловажным является то обстоятельство, что под боком — Национальный парк `Беловежская пуща` с базой, принадлежащей управделами президента. В крайнем случае, всегда можно осуществить срочную передислокацию заключенных.

Правда, многие увязывают посещение госсекретарем этих забытых военных городков с событиями на Балканах. Как известно, осуществлением космической и авиационной разведок НАТО сумело заблаговременно засечь все военные и стратегически важные гражданские объекты в Югославии, которые затем подверглись уничтожению. Но это вряд ли.
Как утверждают осведомленные лица, наиболее разъездным госчиновником считается управделами президента Иван Титенков. Оно и понятно: хозяйство его в масштабах республики поистине безгранично. Маловероятно, что он был допущен к данной операции. Его дело — зарабатывать деньги для президентских фондов, развивать туризм, контролировать распределение недвижимости, находящейся в ведомстве УДП. Хотя все возможно, если учесть доказанную безграничную преданность `главного завхоза республики` своему патрону.

Следует помнить, что в распоряжении Иван Ивановича десятки загородных дач, туристических кемпингов и охотничьих домиков, доступ ко многим из которых строго ограничен. Поэтому не стоит сразу опровергать версию тех, кто считает возможным нахождение Захаренко на одном из этих объектов. Причем не исключено, что даже г-н Титенков может об этом не знать.