Европа консолидирует позицию в отношении Беларуси
5 октября 2005

4 октября в Страсбурге в рамках сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы прошло очередное заседание подкомитета по Беларуси. Специально для участия в нем приехали председатель рабочей группы ОБСЕ по Беларуси Ута Цапф и докладчик ООН по Беларуси Адриан Северин. Также в заседании принял участие президент ПАСЕ Рене Ван дер Линден.

Председатель подкомитета Андрес Херкель во вступительном слове сказал, что на протяжении трех последних месяцев, прошедших после июньской сессии ПАСЕ, ситуация в Беларуси по–прежнему менялась к худшему: летом власти начали преследование Союза поляков, Николай Статкевич, Андрей Климов и Павел Северинец были отправлены на принудительные работы, мирная акция 16 сентября была разогнана ОМОНом. Херкель подчеркнул, что и другие международные организации отмечают ухудшение ситуации в Беларуси — об этом свидетельствует очень жесткая резолюция Европарламента, принятая на прошлой неделе. Единственный позитивный факт, с точки зрения Херкеля, — выдвижение единого кандидата от оппозиции на президентские выборы.

«Оппозиция становится все более сильной и массовой, — подчеркнул председатель подкомитета. — С одной стороны, это не может не радовать, с другой стороны, мы все понимаем, что усиление оппозиции повлечет за собой еще более жестокое преследование со стороны властей. Противостояние между властью и оппозицией уже почти силовое».

Ута Цапф в своем выступлении рассказала о своих безуспешных попытках вести диалог с властью: «Наша группа всегда старалась сохранять контакты и с оппозицией, и с властями. Мы пытались организовать открытый диалог в виде семинара, в котором приняли бы участие и представители власти, и оппозиционные политические деятели, и журналисты, и неправительственные организации. Сегодня я могу сказать: мы ни в чем не преуспели и ничего не добились. Ситуация стала намного хуже. Референдум и выборы 2004 года были открытым враньем и мошенничеством. И в следующем году избиркомы будут нагло врать. Я настроена пессимистично — и даже более пессимистично, чем сама от себя ожидала».

Президент ПАСЕ Рене Ван дер Линден попросил членов подкомитета о помощи: «Я не хочу сидеть, сложа руки и ждать развития ситуации в Беларуси. Мы все видим, куда катится Беларусь. И мы должны что–то сделать. Может быть, все–таки имеет смысл посетить Беларусь? К примеру, я могу выдвинуть ряд условий: никаких встреч с Лукашенко и немедленное освобождение политзаключенных»…

Впрочем, присутствующие немедленно убедили президента Ассамблеи в том, что делать это ни в коем случае нельзя. Убедительнее всех был докладчик ООН по Беларуси Адриан Северин: «Если вы, господин Ван дер Линден, откажете Лукашенко во встрече с вами, он все равно скажет: «Это я его не принял». Все мы уже знаем стиль этого господина. Вступить в контакт с демократическими силами, безусловно, необходимо. Но если вы не воздержитесь от любых контактов с властями, вы станете предателем европейской солидарности».

Члены подкомитета и представители других международных организаций, присутствовавшие на заседании, решили и впредь вырабатывать позицию в отношении Беларуси вместе. Похоже, консолидированная позиция Запада наконец становится реальностью.


Хартия–97