Liberation: «Беларусь — выборы и диктатура»

03.03.2006

Это событие не вызывает почти никакого интереса в Западной Европе, но за ним внимательно следят на востоке Старого континента, в частности, в Польше и столицах стран Балтии. Речь идет о предстоящих 19 марта президентских выборах в Беларуси, на которых бывший председатель колхоза Александр Лукашенко, находящийся у власти с 1994 года, будет баллотироваться в третий раз, чтобы увековечить то, что является сегодня последней диктатурой в Европе.

Белорусский диктатор, не скрывающий ностальгии по СССР и восхищения Сталиным, не пожалел усилий для достижения своих целей. Опираясь на результаты референдума, проведенного в чисто советском стиле, он первым делом изменил Конституцию, которая ограничивала президентские полномочия двумя сроками. Затем, испугавшись заражения от грузинской «революции роз» и украинской «оранжевой революции», он решил изолировать 10 миллионов белорусов от любого иностранного влияния, не забыв о репрессиях против и без того придавленной оппозиции.

Отправились за решетку диссиденты, многие оппозиционеры исчезли при невыясненных обстоятельствах. Закрытие газет, «чистка» в университете, запрет украинских и польских кабельных телеканалов, объявление вне закона всех ассоциаций, заподозренных в подрывной деятельности... К ним относятся, разумеется, белорусские и иностранные неправительственные организации, в первую очередь Ассоциация поляков Белоруссии, защищавшая интересы 300-400 поляков или белорусов польского происхождения, проживающих в стране. В июле эта ассоциация, обвиненная во враждебности к режиму и в работе на Польшу, которая поддержала украинскую «революцию», была запрещена, а ее штаб-квартира занята полицией. Скандал привел к тому, что правительство бывшего президента Александра Квасьневского (социал-демократа) отозвало на родину польского посла в Минске.

По общему мнению, у Александра Лукашенко нет причин бояться, что его не переизберут. Во-первых, он, благодаря своим полицейским службам, полностью контролирует преимущественно православное, покладистое и привыкшее к дисциплине население, которому он обеспечил прожиточный минимум. Во-вторых, его службы вполне в состоянии «исправить» результаты голосования. Но он, как любой диктатор, знает, что в дамбе, защищающей его режим, не должно быть ни малейшей трещины. А значит, и речи быть не может о том, чтобы разрешить хоть какие-то свободы, пусть даже чисто формальные, ради удовольствия демократического Запада, над которым он насмехается. Именно поэтому он недавно отказал во въезде в страну двум высокопоставленным дипломатам (американскому и европейскому), которым было поручено встретиться с ним и предостеречь против проведения явно опереточных выборов.

С тех пор против Лукашенко ведется война в эфире, которая вряд ли его слишком беспокоит, но в которой объединилось большинство демократических стран. В борьбе против монополии белорусских радиостанций, телеканалов и газет эфир страны наводнили передачи Free Europe (американской радиостанции, основанной еще во времена холодной войны и финансируемой американским конгрессом), германской Deutsche Welle и радиостанции Polonia (международного филиала польского государственного радио). К этому следует добавить еще одну польскую радиостанцию, созданную специально для вещания на Беларусь ультраконсервативным варшавским правительством — Radio Racja («Радио Разум»). Наконец, на время предвыборной кампании на страну осуществляет вещание радиостанция, финансируемая Европейской комиссией.

Конечно, эти усилия, запоздалые и часто неуклюжие, не обеспечат победы главному оппоненту Лукашенко — бывшему преподавателю физики Александру Милинкевичу, только что совершившему турне по Европе в сопровождении польских дипломатов. Похоже, он и сам не верит в успех и больше рассчитывает на то, что погруженное в спячку население, которому режим за его молчание гарантирует более или менее сносное существование, начнет пробуждаться от сна. В этом плане энергетический кризис был манной небесной для минского диктатора: Владимир Путин, который не отказался от мысли тем или иным образом «прибрать к рукам» Беларусь, согласился поставлять ему энергоносители по низким тарифам при условии, что он согласится передать под контроль России белорусскую компанию, в чьем ведении находятся газопроводы, обслуживающие ряд стран Западной Европы. При этом подразумевается, что плата за транзит будет пропорциональна мировому курсу.

Косвенным, но вполне вероятным последствием выборов 19 марта может стать дальнейшее ухудшение российско-польских отношений. Новые ультраконсервативные руководители Польши открыто выступают в поддержку Милинкевича. В качестве региональной державы Польша считает себя ответственной за проведение политики Европейского союза не только по отношению к Украине, но также по отношению к Беларуси и даже Кавказу. Движимый теми же чувствами, бывший президент Квасьневский предпочитал выступать в роли посредника, «катализатора» демократической эволюции. В частности, такую позицию он занял во время украинского кризиса, но даже за нее ему пришлось выслушать публичный выговор от Владимира Путина.