«Последний диктатор» не желает рисковать

17.03.2006

Лидеры, кажется, научились, как нужно сокрушать движения протеста

Минск, Белоруссия. Даже оппоненты белорусского президента Александра Лукашенко признают, что, с учетом энергично развивающейся экономики и тесных связей его страны с Россией, у него есть хорошие шансы выиграть на свободных и честных воскресных выборах в Белоруссии. Но после того как в последние несколько лет в результате народных восстаний были смещены другие, казавшиеся несокрушимыми, лидеры в регионе, человек, которого называют «последним диктатором Европы», не желает рисковать.

На этой неделе появились новые признаки того, что кампания США за демократизацию государств бывшего Советского Союза столкнулась с встречным ветром: милицейские рейды и угрозы в советском духе потрясли обыкновенно сонную столицу Белоруссии.

Белоруссия, страна с 10-миллионным населением, втиснутая между Россией и Польшей, едва ли может являться геополитическим призом в борьбе за влияние между Москвой и Западом, которая сейчас идет в государствах бывшего Советского Союза. Но после того как ориентировавшиеся на Запад демократические движения свергли лидеров в Грузии, на Украине и в Киргизии, оппозиция в бывших советских государствах ожидала, что революционная волна распространится дальше. Вместо этого эти движения в прошедшем году столкнулись с усилением противодействия лидеров, которые, кажется, научились, как нужно сокрушать движения протеста в западном стиле.

Оппозиционеры заявляют, что милиция задержала около 300 активистов, многие из которых являются членами молодежных организаций. Вчера полиция совершила налет на штаб-квартиру одной из главных оппозиционных партий и арестовала ее лидера. Государственная газета, которую вчера разносили бесплатно по почтовым ящикам на всей территории страны, сравнила оппозицию с нацистскими захватчиками, тогда как главным независимым газетам этой страны — которые было запрещено продавать в киосках в декабре прошлого года — заткнули рот после того, как их издательство в России на прошлой неделе объявило, что не станет больше их печатать.

Г-н Лукашенко, появившись вчера на митинге избирателей, предостерег свою аудиторию, что «слабоумные» из-за рубежа хотели бы приехать сюда и «исправить ситуацию». Он порекомендовал им не делать этого. «Они, быть может, и приедут сюда, но я не уверен, что им удастся уехать отсюда», — приводит его слова российское агентство новостей «Interfax».

Заместитель помощника государственного секретаря США Дэвид Крамер (David Kramer), выступая на прошлой неделе в американском конгрессе, сказал, что белорусские власти «кажется, помешались на предотвращении того, что они называют «цветной революцией» — по образцу Оранжевой революции 2004 года на Украине. С этой целью, сказал он, правительство присвоило себе новые широкие полномочия», что привело к резкому росту «избиений, преследований и захватов собственности».

Ведущий кандидат от оппозиции Александр Милинкевич, который мотается по всей стране, сопровождаемый милицейскими соглядатаями, говорит, что многие из его встреч с избирателями были отменены, потому что помещения, в которых он должен был их проводить, были заперты накануне его появления. Ранее в этом месяце был избит и задержан милицией второй кандидат от оппозиции, а третий сказал, что его задерживала милиция вчера.

Г-н Лукашенко с момента своего первого избрания президентом в 1994 году последовательно усиливает жесткий контроль над страной. Он создал себе чуть ли не культ личности среди пожилого населения страны, которое ему благодарно за своевременную выплату пенсий в момент, когда другие постсоветские правительства разрушают системы социального обеспечения. В то время как многие ненавидят его за преследование политических противников и превращение страны в закапсулированный во времени сколок коммунистической эры, другие отдают ему должное за то, что он сумел избавить их от постсоветской нищеты, наблюдающейся в других странах. Благодаря в большой мере экономической интеграции с Россией экономика Белоруссии в 2005 году выросла на 7,8%, а в 2004 году — на 6,4%.

Тем не менее, с приближением выборов г-н Лукашенко поставил вне закона финансировавшихся из-за рубежа активистов организаций гражданского общества. Многие из них сегодня обосновались в литовской столице Вильнюс, на другой стороне белорусской границы. На этой неделе г-н Лукашенко также завернул обратно европейских наблюдателей за выборами: как известно, сообщения иностранных наблюдателей об электоральных мошенничествах были главным оружием оппозиции на Украине.

Западные дипломаты говорят, что оппозиционерам в Белоруссии предстоят более трудные сражения, чем это было в соседней Украине, где демонстрантов поддерживали выступавшие против правительства деловые кланы, и где слова протеста распространялись независимым телевидением.

Г-н Лукашенко давно уже контролирует вещательные средства массовой информации и большую часть экономики Белоруссии. Западные дипломаты говорят, что г-н Лукашенко направляет в государственные компании своих «политкомиссаров», чтобы контролировать настроения работников и мобилизовать избирателей. Как утверждают дипломаты, он также перевел миллионы белорусов на краткосрочные трудовые контракты, чтобы можно было без труда уволить их, если будет сочтено, что они нелояльны.

На этой неделе правительство призвало избирателей принять участие в досрочном голосовании, что, по словам оппозиции, создает условия для фальсификации результатов выборов, поскольку наблюдатели за выборами не будут иметь возможности проконтролировать уже собранные бюллетени. В 2001 году, когда в последний раз г-н Лукашенко был переизбран президентом, досрочно проголосовали 14% избирателей.

Г-н Милинкевич сказал, что призывает людей не голосовать досрочно, «потому что их голоса будут украдены».

Этот кандидат осторожничает, говоря о своих шансах на победу в воскресенье. Недавний опрос общественного мнения независимой организацией «InterMedia» показал, что 53% белорусских избирателей собираются голосовать за г-на Лукашенко — больше тех 50%, которые необходимы для того, чтобы избежать второго тура голосования. Однако социологи, проводившие опрос, отметили, что большое число — 28% опрошенных — не знали, за кого они будут голосовать, или не хотели этого сказать. Г-н Милинкевич надеется на то, что ему удастся добиться второго тура голосования, в ходе которого многие белорусы, сегодня поддерживающие г-на Лукашенко, пойдут против него по причине его жесткой тактики.

«Мы надеемся, что сумеем изменить страну, — сказал он. — Мы надеемся, что сумеем показать, что не обязательно жить в страхе».

Алан Каллисон
The Wall Street Journal

Перевод: Виктор Федотов
inosmi.ru