«16 сентября впервые за много лет был сменен
формат оппозиционной акции. Были предъявлены элементы нового
эстетического подхода к организации массовой акции. Многие
вещи произошли впервые. Впервые на сцену выходили новые
люди. Впервые был использован диджеинг мероприятия, звучала
элитарная музыка funk. Впервые митинг и концерт вели ведущие
высокого уровня подготовки. За счет всего этого была создана
новая атмосфера. Думаю, что эта новая эстетика приведет
к тому, что начнутся меняться подходы к организации подобных
акций, потому что на улицы стали выходить все больше молодых
людей, которых не заинтересовать старыми форматами акций»,
— заявил известный белорусский драматург, один из руководителей
«Свободного театра» Николай Халезин, подводя итоги в интервью
пресс-центру Хартии’97 прошедшей 16 сентября акции “Большой
джинсовый фэст».
По мнению Николая Халезина, эти «новинки» сразу же были
замечены специалистами.
«Демократические силы показали, что находятся на несколько
шагов впереди того, что происходит, например, в официальном
искусстве. Многие говорили, что диджеинг дал новую атмосферу,
и даже на дальних подступах к площади было слышно, что происходит
что-то не такое, как всегда. Конечно, можно было бы сделать
концерт гораздо мощнее, были бы технические возможности
и если бы власти не создавали столько препон. Можно было
использовать плазменные экраны, пиротехнику, свет. Но нужно
трезво относится к реальности. Нынешние власти никогда этого
не позволят. Просто потому, что они никогда не дадут сделать
того, чего сами категорически не умеют. На концерте специально
были смешаны статусные группы «Крама» и «Нейро Дюбель»,
уже получивший известность «Товарищ Маузер» и почти дебютанты
в подобных акциях «Парасон» и «Чырвоным па беламу». Поскольку
андеграудная музыка в Беларуси постоянно развивается, появились
новые люди, нельзя зацикливаться на старых персонажах.
Впервые участники акции увидели на сцене актеров, которые
читали выдержки из окрестинских писем. Понятно, что это
побьет динамику мероприятия, но это было сделано целенаправленно,
чтобы в какой-то момент люди остановились и поняли, что
происходило в марте этого года. И еще радует, что не подвели
технические службы, которые обеспечили лучший за многие
годы звук на массовой акции. И все это несмотря на провокации
власти. Ведь даже 20 киловатт аппаратуры, а это сотни килограммов,
пришлось нести на руках за полкилометра, потому что власти
не позволили машинам с аппаратурой подъехать к сцене», —
говорит драматург.
Николай Халезин отметил еще одну тенденцию — возрождение
белорусского языка.
«Несмотря на абсолютное противодействие властей развитию
и распространению белорусского языка, на «Большом джи6нсовом
фэсте» практически все говорили на белорусском языке: ведущие,
выступающие, все музыканты пели на родном языке. Это демонстрирует
новую тенденцию. Белорусский язык стал языком истеблишмента,
происходит возрождение языка», — уверен Халезин.
В итоге драматург отметил:
«Я считаю, что это прекрасный задел, для того, чтобы перейти
к новым формам работы и новым формам взаимодействия с людьми.
К тому же я хотел бы отметить один феномен — самоорганизация
публики. Люди, которые пришли, доказали, что имеют невероятный
запас прочности в самоорганизации. От понимания момента
отказа от поднятия флага до выявления провокаторов и лиц
в нетрезвом состоянии. Было заметно, что состав участников
акций протеста качественно изменился. На акции приходит
продвинутая, европейски ориентированная молодежь».
|