В Беларуси будет создана база данных репрессированных

07.08.2007

В Беларуси будет создана база данных репрессированных. Такое решение на заседании в Минске принял оргкомитет по формированию общественной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий.

Идея учреждения самой комиссии была поддержана ещё отдельной резолюцией последнего Конгресса демократических сил. К созданию базы данных инициаторы её создания собираются привлечь профессиональных юристов, правозащитников, политиков и общественных деятелей.

Необходимость создания определенной структуры, которая занималась бы делами репрессированных, возникла уже давно, поскольку репрессии властей в отношении инакомыслящих, политических активистов только усиливаются, утверждает один из инициаторов её создания юрист Игорь Рынкевич. Сейчас по общему пониманию членов оргкомитета комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, среди основных направлений её деятельности - создание базы данных подвергшихся к административному и уголовному преследованию за свои убеждения и общественно-политическую деятельность. Во-вторых, создание «серой книги», то есть списка должностных лиц, причастных к репрессиям в отношении оппонентов действующей власти. Отдельная проблема, которая вызывает определенные споры и опаску, по словам Игоря Рынкевича, это принятие правового заключения о правовом статусе гражданина Лукашенко на основе заключения, которое было подготовлено еще комиссией Верховного Совета во главе с Виктором Гончаром и другими документами. Но всё же основное направление сегодня — это именно создание базы данных репрессированных. Кого же собираются внести в эту базу?

«Тех, кто за свои убеждения, общественную активность был привлечен к административной или уголовной ответственности. Мы считаем, что когда в стране появится новая демократическая власть, эта проблема станет довольно актуальной, а именно — все эти граждане будут иметь право на то, чтобы не только восстановить своё добре имя, получить право на честное разбирательство, в том числе и судебное, но и получить компенсацию нанесенного им вреда».

По мнению юриста, данные о многих конкретных людях, попавших под репрессии, имеются, но они нуждаются в систематизации. Кроме того, речь идет не только о жертвах, но и о тех, кто имел непосредственное отношение к осуществлению репрессий.

«Такого рода данные есть в некоторых правозащитных организациях, но они рассредоточены, они не сведены в одно за весь период времени. Кроме того, у нас есть информация, что некоторые данные даже утрачены. Соответственно, стоит задача их восстановить и объединить в одну базу данных. Комиссия не претендует на то, чтобы быть монополистом или какой-то координирующей суперструктурой, но мы уверены в необходимости определенного рода координации, но, может быть, главное, это заангажировать в правозащитную деятельность политиков. То есть, те, кто в дальнейшем собирается стать государственными деятелями, уже сейчас должны понимать, что такое репрессированные граждане, что такое реабилитация. И, возможно, мы готовим базу для цивилизованной люстрации».

Инициаторы создания базы заявляют, что никакие действия должностных лиц, причастных к репрессиям, не должны пройти незамеченными.

«Страна должна знать не только своих героев, но и антигероев. С одной стороны, мы не можем позволить, чтобы это всё прошло безнаказанно, как в моральном, так и в правовом смысле. С другой стороны, опасность… Ну, опасность, если её игнорировать, то это не самый лучший стиль работы, но и бояться не приходится, потому что те, кто включен в работу данной комиссии, они уже сами подвергались репрессиям, как, например, правозащитница Садовская, да и мне знакомо, каков репрессивный механизм нашего государства. Но бояться нельзя, потому что будет стыдно перед своими детьми, перед историей, перед Богом».

Кроме того, сказал Игорь Рынкевич, комиссия оказывает правовую помощь инициативной группе, которая занимается мемориализацией событий 30-х годов.

«В Беларуси до сих пор не создана правовая база для реабилитации жертв сталинских репрессий. Поэтому мы помогаем, для нас это принципиально, когда в стране «по линии Сталина» строят судебно-правовую систем».

По словам правозащитника, многие представители этой самой системы знают, что из-за своей причастности к репрессивному механизму могут быть включены в «серую книгу». Но даже среди полностью зависимых от власти судей есть те, кто не желает творить беззаконие. Юрист напомнил случай, когда один из судей отказался вести процесс над молодофронтовцами, и дело отдали другому «служителю Фемиды». «Всегда есть возможность остаться честным», — уверен Игорь Рынкевич.