Я очень благодарен всем за огромную поддержку, которая давала мне силы бороться и выстоять. И врученная мне премия имени Ю. Захаренко — это большая заслуга многих и многих неравнодушных и смелых людей. Для меня это бесценная награда. Белорусская правовая система перестала защищать простого человека — обвинение, суд и защита выступают в одном лице, и этим лицом, как правило, является государство. В угоду принципам чиновничьей солидарности и покрывательства, кумовства и крышевания никакие доказательства никем не воспринимаются.
И трагедия последствий от столкновений обычных граждан с хорошо организованной и отлаженной правовой машиной приобретает в нашей стране катастрофические масштабы. По лживым, надуманным, противоречивым приговорам в тюрьмах содержатся множество невинных жертв правового беспредела. Несколько фамилий из их числа я могу назвать уже сегодня. Это Шнейдер Сергей Валерьевич, Капчевский Павел Васильевич, Селях Олег Александрович, Живушко Николай Иванович — люди, с которыми я вместе отбывал наказание и с делами которых хорошо знаком. Особенно хотел бы отметить Костышева Николая Алексеевича, который в ИК-1 за последнее время уже трижды объявлял голодовки, чтобы привлечь внимание общественности к своему делу и добиваясь его пересмотра.
К сожалению, очень много людей готовы замолчать эту проблему, опасаясь за свои семьи, за детей и родных, за свой бизнес и имущество. Пройдя все инстанции с надеждой на справедливость и торжество закона, но испытав жестокое разочарование, не находя правды в судах, люди стали понимать, что ничем не смогут помочь своим близким. И у многих уже открываются глаза на происходящее в стране, они поняли, что уже пора подавать сигнал «SOS!». Но я вынужден констатировать, что большинство людей в Беларуси продолжают жить по принципу «моя хата с краю». И вникать в существующие проблемы они начинают только когда беда приходит в их дом. А это наша общая беда. Плоды нашего тотального молчания мы уже пожинаем сегодня. Жизнь подорожала. Льгот лишили. Предпринимателей душат, обвиняя в развале экономики, которую власть не сумела за 14 лет поднять, хотя бы до уровня Литвы, Польши или даже Украины. Единственное, в чем мы «преуспели» за это время — в том, что простые люди перестали иметь какие-либо права, и в тюрьме может оказаться любой невиновный человек.
Государство постоянно меняет правила игры, думая о пополнении казны, но не о судьбах своих граждан. Многочисленные указы и декреты подменяя собой законы ущемляют права человека, разрушают основные принципы Конституции. Многие законы вступают в действие задним числом и имеют обратную силу. Издаются эти законодательные акты под определённые слои или под конкретных людей. Скоро мы будем платить государству за воздух, которым дышим, не говоря уже о сборе в лесу ягод и грибов. Предприятия заставляют ставить на баланс даже деревья, находящиеся на их территории, чтобы обложить их налогами, как основные средства. Попутно, вымогая деньги за изготовление паспортов на эти деревья. Каким надо быть умным, чтобы такими методами спасать бесперспективную, застойную модель нашей экономики.
Когда я вышел из тюрьмы, первое, что меня очень сильно удивило и возмутило, это то, что вечерний город, встретивший меня, весь светился от фликеров. Фликеры — очередная глупость, вымогательство денег у народа. Вместо того, чтобы нормально осветить улицы и дороги, они заставили людей вешать на себя эти светящиеся знаки. Но от этого на дорогах безопаснее не стало — фликеры не добавили мозгов водителям, в то же время пешеход с фликером теряет осторожность и попадает под колеса авто. Трупы с «фликерами» на пешеходных переходах должны лежать на совести людей, спровоцировавших эту ситуацию.
Скоро нас обяжут носить отличительные знаки: «памяркоўны — непамяркоўны». А мы будем всё терпеть и опять молчать. Власть трубит всем, что у нас нет никаких нарушений прав человека. Но это пока никто этого не может проверить. Я выступаю с предложением провести международную юридическую экспертизу: для начала — хотя бы десятка уголовных дел. Создать при Белорусском офисе ОБСЕ постоянную комиссию, которая могла бы за круглым столом рассматривать спорные уголовные дела. И, если у нас все люди осуждены законно, то белорусским чиновникам нечего бояться. Они должны с лёгкостью согласиться, чтобы развеять все эти мифы о тотальном нарушении прав человека в нашей стране.
Нельзя строить цивилизованное государства, опираясь исключительно на развитие государственного контроля во всех его формах. Более чем необходимо иметь механизмы народного контроля за деятельностью государственных институтов. Участие в управлении страной для простого гражданина не должно заканчиваться его явкой на избирательный участок. Только ощущение постоянной ответственности за развитие своей деревни, города, да и, по большому счету, за судьбу своего народа может составить тот самый демократический баланс системе госрегулирования общественной жизни. А осознанию этой ответственности надо учиться — и здесь мировой многолетний опыт развития и совершенствования демократических принципов может оказать решающее влияние. Только когда у нас будет свой народный контроль, только тогда можно будет остановить правовой беспредел в Беларуси. Родные и семья Ю. Захаренко, других исчезнувших политиков должны знать правду о произошедшем. И только тогда, когда это случится, можно будет сказать, что в Беларуси положено начало пути к демократическому обществу.
Николай Автухович
специально для www.kozylin.com
|