Где Юрий Захаренко?

26.09.2008

17 сентября исполнилось ровно 9 лет, как прокуратура Минска расследует уголовное дело по факту исчезновения экс-министра внутренних дел Беларуси генерала Юрия Захаренко. Больше девяти лет семья Юрия Захаренко не знает, что сделано следствием в поисках их близкого человека.

Правозащитник и доверенное лицо семьи Захаренко Олег Волчек рассказал "Народной воле", что сделала общественная комиссия по установлению обстоятельств похищения главы МВД.

— Олег, вам не кажется, что тема громких исчезновений в последнее время как-то потерялась в повестке дня чиновников Евросоюза, которые сейчас пытаются наладить диалог с Лукашенко. Может, после освобождения политзаключенных и "гладких" парламентских выборов Европа уже не будет вспоминать о Захаренко, Гончаре, Красовском и Завадском?

— Я тоже заметил, что высокопоставленные лица Евросоюза все меньше и меньше об этом вспоминают. Хотя одним из 12 условий, выдвинутых Евросоюзом в 2006 году, является как раз проведение объективного расследования по фактам похищения оппонентов Лукашенко. На мой взгляд, диалог с белорусской властью возможен только тогда, когда власть скажет правду о том, что случилось с этими людьми. И когда к уголовной ответственности будут привлечены лица, виновные в их смерти.

— Прокуратура уже девять лет ведет дело об исчезновении Захаренко. Надо полагать, следователи как-то информируют родственников о проделанной ими работе…

— Могу привести фразу, которую следователи прокуратуры представляют семье Захаренко каждые три месяца, когда продлевается уголовное дело: "Сообщаю, что срок предварительного расследования по уголовному делу №110352 по факту исчезновения Захаренко Ю.Н. заместителем Генерального прокурора Республики Беларусь продлен до 24 сентября 2008 года. О результатах расследования Вам будет сообщено дополнительно". И так все девять лет… Разве это не цинизм? А ведь человек пропал не на войне, не во время стихийного бедствия, а был похищен в центре Минске, при свидетелях. Кроме того, официальные власти каждый год представляют информацию о результатах расследования по данному делу в Рабочую группу по насильно или недобровольно исчезнувшим лицам при Верховном Комиссаре ООН. Через четыре месяца после исчезновения Юрия Захаренко официальные власти сообщили в Рабочую группу, что нет оснований возбуждать уголовное дело, так как нет доказательств, что Захаренко стал жертвой преступления… Хотя в рапорте начальника криминальной милиции МВД Беларуси Николая Лопатика на имя прокурора города Минска Николая Куприянова от 19.05.1999 года сообщается, что необходимо срочно возбуждать уголовное дело по ст.101 УК РБ (умышленное убийство), поскольку из обстоятельств розыскного дела по факту исчезновения Юрия Захаренко усматривается, что он стал жертвой преступления.

С таким же запросом на имя генерального прокурора Республики Беларусь Олега Божелко обращался заместитель министра МВД Беларуси Михаил Удовиков 14.05.1999 года, указав, что Захаренко стал жертвой преступления, и попросив прокурора возбудить уголовное дело по ст.101 УК РБ.

Но ни Куприянов, ни Божелко не прислушались к мнению сыщиков и затянули вопрос о возбуждении уголовного дела, пока не исчез Гончар и Красовский. Лично я считаю, что исчезновения не только Захаренко, но и Гончара, Красовского, Завадского лежат в первую очередь на их совести. Если бы они сразу возбудили уголовное дело, возможно, мы жили бы в другой стране, более демократической, поскольку это дело было бы раскрыто в считанные месяцы. Правда, в 2006 году власти были вынуждены признать, что Захаренко стал жертвой преступления, и сообщили в Рабочую группу, что генерал был похищен неизвестными людьми около своего дома.

Однако власть до сих пор отказывается публично признать, что к похищению Захаренко причастны белорусские спецслужбы и высшие должностные лица страны.

Каждый год Рабочая группа проводит заседания по делу Юрия Захаренко и другим пропавшим политикам. В этом году Рабочая группа будет участвовать в 86-й сессии ООН в Женеве, где снова поднимет вопрос об отсутствии какого-либо положительного результата со стороны белорусских властей по выяснению судьбы пропавших граждан.

— Олег, вы говорили, что в ближайшее время в Германию должна поехать мать Ольги Борисовны Захаренко — они ведь все это время не виделись…

— Да, это так. Ольга звала к себе в гости и мать Юрия Захаренко, но она не может отправиться в такую дальнюю поездку по состоянию здоровья: Ульяна Григорьевна постоянно болеет…

Я, когда бываю в Германии, всегда стараюсь заехать в гости к Ольге Борисовне. Она с дочерьми всегда рада гостям из Беларуси. У них всегда один и тот же вопрос: "Когда в Беларуси сменится руководство? Ведь только тогда мы сможем вернуться…" Естественно, жена и дочери Юрия Захаренко до сих пор страдают.

Пользуясь тем, что газету "Народная воля" читают в том числе и чиновники, я хотел бы обратиться к недавно назначенному генеральному прокурору Григорию Василевичу. Займитесь, пожалуйста, реальным расследованием насильственного исчезновения Юрия Захаренко, Виктора Гончара, Анатолия Красовского и Дмитрия Завадского. И до выборов в парламент расскажите людям всю правду об этих исчезновениях. От вас также зависит, состоится ли диалог Евросоюза с Минском…

 

Михаил Липский
Народная воля