Белорусский «Свободный театр»: говорить открыто и честно
Kilkenny People
«Вы не можете находиться над борьбой» – говорит Наталья Коляда, невероятно решительный продюсер белорусского «Свободного театра». «У нас нет выбора. Когда людей похищают и уничтожают, вы должны предпринять меры и действия, чтобы изменить положение вещей в вашей стране».
Самая последняя новость, которая достигла организаторов фестиваля на этой неделе, была о том, что белорусский «Свободный театр», изумительная андерграундная театральная труппа из «последней диктатуры в Европе», хотела бы привезти на фестиваль свою новую постановку, посвященную их другу, который «пропал без вести», и показать его в дополнение к трем спектаклям, которые планировались для представления в этом году на фестивале. Как мы могли отказаться? Эти белорусы, настолько пронзительны, что мы, без всякого сомнения, найдем возможность.
В то время, когда мы воспринимаем свободу слова и выражения, мировосприятия и собраний, как само собой разумеещееся, жители Беларуси до сих пор – и это в 2008 году – живут под гнетом репрессивного и опасного режима, возглавляемого диктатором Александром Лукашенко. Весь творческий состав театра, критически настроенный к нынешней власти в Беларуси, офицально запрещен, что вынуждает их, решительно настроенных на проявлении своего права на свободу слова, уйти в андерграунд, где они репетируют и ставят спектакли в секретных местах, когда зрителям необходимо звонить на анонимный телефонный номер, чтобы выяснить информацию о действительном месте проведения представления. Несмотря на то, что «Свободный театр» запрещен у себя дома, они решительно настроены продолжать заявлять о себе во весь голос, осуществляя постановки и представляя работы запрещенных драматургов, организуя мастер-классы для молодых драматургов и критиков, и организуя поддержку своему творчеству при помощи международных фестивалей, подобно Kilkenny Arts Festival.
Но приследования не заканчиваются одной лишь цензурой: люди «бесследно исчезают» – их похищают и убивают. Людям, подобным Анатолию Красовскому – близкому другу Натальи и ее мужа Николая Халезина, создателей Свободного театра Беларуси – и посвящается их последняя пьеса «Постигая Любовь». Сам Николай был арестован не единожды и брошен в тюрьму за организацию акций ненасильственного гражданского неповиновения. Целый ряд членов труппы «Свободного театра» были уволены со своих работ в государственных театрах из-за их вовлеченнсти в дела этого творческого коллектива, а режиссер театра Владимир Щербань был лишен не только своей работы, но и жилья.
Но, несмотря ни на что, это нисколько не сломило их дух или подавило тот огонь, который пылает у них внутри: «У нас у всех есть дети и мы хотим, чтобы они жили в свободной стране» – говорит Наталья. «Но нам необходима поддержка всего остального мира. Европа должна понять, что Беларусь является последней диктатурой в ее границах, и, что только с исчезновением этой диктатуры, Европа наконец-то впервые сможет стать действительно и полностью свободной за всю свою историю. В этом – надежда. Возьмите, Ингрид Бетанкур (Ingrid Betancourt). Мы включили ее историю в «Постигая Любовь», и после нашего премьерного спектакля мы получили известие, что она была освобождена. Это было непередаваемое чувство».
В 2007 г. театр был награжден Призом Французской Республики «За защиту прав человека» (The Human Rights Prize of the French Republic) за их вклад в развитие и продвижение свободы самовыражения. Они также заслужили искреннее уважение и поддержку ведущих влиятельных международных фигур, подобных Вацлаву Гавелу (Vaclav Havel), который, как никто другой, знает, что значит жить при режиме постоянных приследований, а также драматургов Гарольда Пинтера (Harold Pinter), Тома Стоппарда (Tom Stoppard) и Марка Равенхилла (Mark Ravenhill), и даже самого Мика Джаггера (Mick Jagger).
«Вацлав Гавел, наш патрон, учит нас говорить во весь голос, громко, открыто и чесно. Так как это – единственный путь покончить с диктатурой».
Для Натальи и ее коллег также необычайно важно, чтобы был услышан их творческий голос. В то время, когда зрители просто шокированы осознанием того, что члены театральной труппы вынуждены переносить кошмары деструктивного режима, они, в то же время, поражены их творчеством, которое, по своей сути, является в разной степени как инновационным так и опусташающим по своей глубине.
The Guardian в своем ревю на «Быть Гарольдом Пинтером» (Being Harold Pinter) выставила пять звезд их «ослепительной постановке». Наталья обращает особое внимание: «Для нас это жизненно важно, потому что только через сопереживание и восприятие художественного произведения исключительно высокого качества, наши белорусские сограждане начнут проникаться гордостью за их нацию и культуру».
Наталья и ее коллеги, без сомнения, любят свою страну. И вместо того, что покинуть ее во имя лучшей жизни для самих себя, они желают сделать эту жизнь лучше для всех граждан их. «Я плачу каждый раз, когда выезжаю за границу, потому, что со мной рядом нет моих родителей и они никогда не смогут жить нормальной, спокойной жизнью, свидетелями которой мы являемся за рубежом. Но, если театр заставляет людей думать и побуждает их изменить ситуацию в Беларуси, то это является для нас весомым доказательством того, что мы должны продолжать нашу работу. Мы верим, что когда жители и гости Килкенни увидят наши постановки, они обязательно поймут, что именно мы пытаемся донести до них своим искусством».
Kilkenny People
На фото: сцена из спектакля «Постигая Любовь». Роттердам, 17 сентября 2008
|