Наталья Коляда: «Репрессии перешли в другую стадию»

11.12.2008

Белорусский «Свободный театр» вернулся из Праги, где проходила встреча руководства театра с Вацлавом Гавелом.

В рамках Белорусского дня, организованного бывшим чешским президентом, был показан спектакль «Поколение Jeans». Но начать разговор с директором театра Натальей Колядой пресс-центру Хартии’97 снова пришлось с неприятного известия, которое ждало «Свободный театр» в Минске.

— Наталья, в первых числах ноября ваш отец, Андрей Коляда, был уволен из Белорусской академии искусств. Какова была причина этого увольнения, и как он сам перенес это событие?

— Для человека, беззаветно преданного своему делу, отстранение от любимой работы – это серьезное испытание. Папа перенес это мужественно. Он объяснил студентам, что не может продолжить их обучение по причинам от него не зависящим, подписал обходной лист и ушел. Этот долгий этап в его жизни завершен, и нужно переходить к следующему. Я считаю, что ему есть чем гордиться: он выпустил несколько поколений актеров, создал уникальные методики преподавания сценической речи, сделал огромное количество литературных переводов...

Если говорить о причинах увольнения, то они лежат в сфере устранения белорусского языка из сферы образования и кадровой зачистки «неблагонадежных» – профессионалов, которые имеют свое мнение и не следуют властным идеологическим установкам. Несмотря на перевод всей системы преподавания в Белорусской академии искусств на русский язык, мой отец продолжал преподавать на белорусском, считая, что белорусский актер, не владеющий техникой сценической белорусской речи – актер неполноценный.

— Претензии о сотрудничестве со «Свободным театром» также высказывались ректором Смольским?

— Да, и пожалуй это больше всего раздражало руководство академии. Ректор неоднократно намекал отцу, что «твоими детьми интересуются из органов» и рекомендовал не сотрудничать со «Свободным театром». Но мой отец сам решает, с кем ему сотрудничать и чем в жизни заниматься.

Сегодня в академии искусств настолько нетворческая атмосфера и слабая методологическая база, что увольнение еще одного профессионала ничего не изменит в ведущем творческом вузе страны. Профессор Коляда один из немногих педагогов, которые о деле думают больше, чем о собственных благах. Он издавал методические пособия за собственный счет и бесплатно передавал их в библиотеку академии искусств. Но именно такие люди — профессиональные и ответственные — сегодня не нужны вузовской системе, которая насквозь идеологична и строится в основе своей на лояльности к власти и рабстве, закрепленном насильственным распределением.

— Перейдем к вашей встрече с экс-президентом Чехии Вацлавом Гавелом. Каковы были основные темы вашей беседы?

— Мы говорили о нынешней политической ситуации, сложившейся вокруг Беларуси, и о том, какие угрозы сегодня возникают в связи со сменой вектора Европейского союза относительно белорусских властей. Нам не пришлось долго вводить в курс последних белорусских событий президента Гавела, поскольку он прекрасно информирован о том, что происходит в нашей стране, и принимает активное участие в принятии решений Евросоюза.

Мы обсуждали участие белорусской делегации в саммите Евросоюза по восточному партнерству, и согласились с тем, что полноценная белорусская делегация может представлять страну лишь в том случае, если белорусские власти начнут пошагово выполнять 12 требований Евросоюза. В противном случае, нет никакой логики в том, что репрессии против демократических сил Беларуси будут разворачиваться за счет субсидий Евросоюза. Европа продемонстрировала свою решимость пойти на контакт с Беларусью в случае проведения реальных либеральных реформ — теперь ответ за белорусской стороной. Но руководство страны должно знать: эта дверь будет открыта недолго и принимать решения нужно быстро.

— Вы ощущаете на себе эту самую «либерализацию», о которой сегодня говорят государственные издания?

— На себе мы ощущаем, что репрессии перешли в другую стадию: от избиений и арестов к увольнениям, отчислениям из вузов, давлению на родственников... Мы как не могли легально работать, так и не можем; как увольняли наших сотрудников из госучреждений, так и увольняют; как приходила милиция в те частные дома и квартиры, где мы играем спектакли, так и приходит. И эту тему мы также обсуждали с президентом Гавелом.

Одна из тем нашей беседы касалась ратификации Чехией Конвенции ООН против насильственных исчезновений. Чехия одна из немногих европейских стран, которая до сих пор не ратифицировала эту конвенцию. Президент Гавел обещал поспособствовать проведению этого документа через политические структуры Чехии.

— Трудно поверить, что белорусский театр лоббирует принятие Конвенции ООН в мире.

— Когда мы выпускали спектакль «Постигая любовь», основанный на документальном материале из жизни Ирины Красовской, мы начали проект «Деятели искусства против насильственных исчезновений», в который сегодня входит все больше творцов из разных стран мира. В сентябре этого года Международная Коалиция против насильственных исчезновений вместе с белорусской гражданской инициативой «Мы помним» представили европейской общественности спектакль «Постигая любовь» как старт глобальной артистической кампании. Единственное, что у нас есть — это наши спектакли, которые мы готовы играть всегда, если это поможет нахождению правды в деле политических исчезновений. Теперь мы работаем вместе, и если у нас есть возможность пролоббировать в какой-то из стран принятие Конвенции, мы используем эту возможность.

— Во время встречи вы сняли видеоинтервью с господином Гавелом. Для какого проекта оно было снято?

— Мы начали работу над документальным проектом, в котором попытаемся заглянуть в будущее Европы – континента без диктатур. Мы никогда не занимались препарированием природы нынешней власти, поскольку эта тема нам не очень интересна – нас больше интересует, что будет происходить после того, как последней диктатуры в Европе не станет. В подобной ситуации Европа не была ни разу за всю свою историю. По-сути, это исторический рубеж континента, и переход в это новое качество, как оказалось, лежит через Беларусь.

— С кем еще вы будете делать интервью для этого проекта?

— В Праге у нас состоялась еще одна потрясающая встреча — с Вратиславом Брабенецем — настоящей легендой чешского андерграунда. Вратислав — лидер чешской группы Plastic People of the Universe, участники которой сидели в тюрьмах, а здания, где они выступали, сжигали и взрывали. Группа Plastic People of the Universe и сегодня успешно концертирует, недавно вернувшись из большого тура по США, участвует в спектакле Rock’n’roll по пьесе Тома Стоппарда, который идет в театре города Брно. Вратислав тоже дал нам интервью для фильма.

Еще дали согласие участвовать в проекте Том Стоппард, нобелевский лауреат Гарольд Пинтер; сейчас ведем переговоры с Миком Джаггером, рядом художников, литераторов, философов и музыкантов мирового уровня...