«The Washington Post»: Белорусские зрители — самые смелые в мире

15 сентября 2009

Влиятельное американское издание пишет гастролях белорусского «Свободного театра» в Вашингтоне.

Белорусский «Свободный театр», отправляющийся сейчас на гастроли в США, не имеет определенного адреса в своей стране, пишет «The Washington Post». В Беларуси, которую называют «последней диктатурой Европы», работают только государственные театры, в которых ставят только разрешенные пьесы.

Поэтому актерам приходится играть в крошечных квартирах в Минске, меняя в последнюю минуту свое местоположение, чтобы избежать преследования со стороны властей, рассказывает издание. Они выступают в барах, поясняя владельцам, что устаивают «праздничную вечеринку», или в лесах, называя сборище людей свадьбой. Многие актеры уже потеряли основную работу, а некоторые зрители были арестованы.

Во вторник белорусский «Свободный театр» начнет двухдневное выступление в художественном центре при Джорджтаунском университете. В первый день труппа покажет пьесу «Поколение Джинс» — монолог человека, выросшего за «железным занавесом», где джинсы и рок-музыка были запрещены; в среду же состоится американская премьера постановки «Постигая любовь», основанная на реальных событиях 1999 года, когда в Беларуси исчез, а позже был убит бизнесмен Анатолий Красовский (его вдова сейчас живет в столице США).

Для актеров, как пишет WP, эти гастроли означают опыт нормального представления, которому не будет угрожать насилие со стороны властей. Для аудитории они станут напоминанием, что на земле все еще остаются места, где поход в театр является политическим актом.

«В Беларуси даже Чехова ставят редко, потому что он заставляет людей думать, — рассказывает Наталья Коляда, один из основателей «Свободного театра», — а если и ставят, то его цензурируют».

Она и ее супруг Николай Халезин, начавший писать пьесы, еще находясь в тюрьме, куда он попал лишь за то, что был редактором оппозиционной газеты, создали «Свободный театр» в 2005 году для того, чтобы ставить запрещенные спектакли. Первой их постановкой стал «Психоз 4.48» британского драматурга Сары Кейн. «Нам говорили, — рассказывает Коляда, — что в Беларуси нет психоза. В Беларуси нет суицида. В Беларуси нет сексуальных меньшинств».

В конце концов владелец кафе предложил им поставить пьесу у него. Однако вскоре КГБ Беларуси пригрозил отнять у него лицензию. После этого они стали выступать на частной квартире, но ее владельцу власти стали угрожать выселением.

Как пишет издание, после подобных репрессий «Свободный театр» перешел к мерам конспирации. Узнав, что рассылка по электронной почте взломана, они перешли на оповещения с помощью СМС. Коляда стала приглашать иностранных журналистов и знаменитостей на представления, понимая, что правительство в таком случае не сможет сильно препятствовать постановкам.

Театр, на бумаге не существующий у себя на родине, получил широкую известность и поддержку за рубежом. Том Стоппард написал несколько писем в поддержку «Свободного театра», а Гарольд Пинтер разрешил белорусским актерам ставить его пьесы бесплатно.

«Нам нужно выехать за пределы Беларуси, чтобы наши артистическое мастерство было оценено», — говорит Коляда, поясняя, что в Беларуси аудитории просто благодарна им за то, что они продолжают выступать. По ее словам, сейчас к ним очередь в 2000 человек. При этом все приходят с паспортом на случай возможного ареста. «Белорусские зрители — самые смелые во всем мире», — заключает Коляда.