«Постигая Любовь» в лос-анджелесском театре REDCAT

12.10.2009

Политически ангажированный поток сознания, преимущественно на русском языке с английскими субтитрами – спектакль «Постигая любовь» белорусского «Свободного театра» никак не соответствует идее беззаботного вечера театральных развлечений.

Этот серьезный и многословный спектакль, показы которого завершаются в субботу в театре REDCAT, сплетает в себе реальное событие из современной белорусской истории и экспериментальное ощущение структуры. Результат сводит с ума и поражает изощренной смесью злободневности в духе CNN и по-прустовски свободных отступлений.

В основе спектакля лежит история жизни Ирины Красовской, чей муж-диссидент был похищен и убит из-за связей с белорусским демократическим движением. В пьесе раскрывается череда долгих разрозненных воспоминаний о детстве героини, о свадьбе и нисхождении в политический ад.

Ирина (Анна Соломянская) рассказывает всю историю с некой отстраненностью. Она переплывает от одного случайного воспоминания к другому с кажущимся безраличием к тому, насколько последователен ее рассказ.

Личное – это политическое. Воспоминания Ирины могут быть ненадежны, но это вряд ли имеет значение. В программке заявлено, что в спектакль включены похожие истории из жизней других женщин по всему миру – включая Ингрид Бетанкур – пострадавших от «насильственных исчезновений» в руках беспощадных режимов.

Хоть это и было сделано из благих побуждений, но то, что история тяготеет к универсальности, на самом деле уменьшает силу впечатления. Герои – Ирина и ее муж Анатолий (Олег Сидорчик) – получаются в некотором смысле бескровными. Звершающий показ слайдов с акций политического протеста по всему миру также работает не в пользу драматической целостности постановки, выдергивая зрителя из текущего момента и позволяя вторгаться в него реальному миру.

Написанный и поставленный Николаем Халезиным, спектакль «Постигая любовь» восхитительно анти-драматичен, избегая простых триллерских уловок, он оставляет место для чего-то более существенного, отстраненного и просто странного. Пьеса (написанная в со-авторстве с Натальей Колядой) – это поэтичное описание повседневной жизни при тоталитарном режиме, в котром время от времени возникают моменты невероятной красоты и превосходства.

Труппа из трех человек, включающая также и Павла Городникого, играющего несколько ролей, создает убедительное ощущение того, как могут сосуществовать абсурд и банальность, зачастую в едином целом. Представление далеко не лишено юмора, и трагические события в нем иногда разбавляется долей комедийности и иронии.

Белорусский «Свободный театр», основанный в 2005 году, поставил своей целью борьбу с госцензурой. Труппа часто дает подпольные представления в своей собственной стране, и никому не известно, какая политическая судьба ждет творческий коллектив по возвращении с гастролей.

Несмотря на драматургические недостатки, «Постигая любовь» подстегивает желание узнать больше. Зрители после спектакля, скорее всего, полезут в Google, искать информацию о многострадальных героях пьесы. Принимая во внимание основные цели коллектива, это можно считать творческим успехом.

 

Дэвид Нг
The Los-Angeles Times
Перевод: dramaturg.org