1 апреля 2010 года в Бангкоке Совет Межпарламентского союза единогласно принял очередную резолюцию, выражающую обеспокоенность ходом расследования исчезновения Виктора Гончара и Анатолия Красовского.
В данной резолюции Межпарламентский союз напоминает, что «Расследование исчезновения Виктора Гончара и Анатолия Красовского 16 сентября 1999 года не принесло никаких результатов», и что белорусские власти «последовательно опровергали выводы доклада Парламентской Ассамблеи Совета Европы (Меморандум Пургуридеса), в котором содержатся доказательства причастности высших должностных лиц к исчезновению Гончара и Красовского».
Принимая во внимание письмо белорусских властей от 6 января 2010 года, в котором говорится, что в соответствии с действующим законодательством информация о ходе следствия не может быть разглашена до окончания следствия, Межпарламентский союз отмечает, что:
«—Ст. 198 УПК содержит ограничения для разглашения имеющихся в уголовном деле сведений. Они могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя и только в том объёме, в каком будет им признано возможным. Однако защитники, потерпевшие и другие лица, участвующие при производстве следственных и других процессуальных действий, в соответствии с законом объективно получают и могут знать данные предварительного следствия. Вместе с тем следователь вправе предупредить защитника, потерпевшего, представителей, иных лиц о недопустимости разглашения без его разрешения имеющихся в деле сведений, в том числе составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну, о чём у них берётся подписка.
Таким образом, уголовно-процессуальное законодательство Беларуси позволяет лицам, признанным по уголовным делам потерпевшими, не только участвовать уголовном преследовании подозреваемых (ст. 128 УПК), но и получать достоверную информацию (сведения) по делу, если она затрагивает их права и законные интересы;
— Госпожа Красовская высказала свою готовность встретиться со следователем в присутствии ее адвоката; тем не менее, власти запретили ее адвокату представлять ее интересы, так как он не является членом Белорусской ассоциации адвокатов;
— В соответствии со ст. 83, ч. 1, пар. 4 УПК, срок давности преступления составляет 15 лет со дня его совершения.»
Принимая во внимание также тот факт, что Ирина и Валерия Красовские обратились в Комитет по правам человека ООН, Межпарламентский союз выражает свою озабоченность тем, что право семей В. Гончара и А. Красовского быть проинформированными о ходе следствия и процессуальных решениях не уважается; опасается, что секретность вокруг расследования исчезновений связана с тем, что расследование не производится и что дело будет закрыто по истечению срока давности; призывает парламент воспользоваться своим надзорным правом для выяснения настоящего хода следствия.
Межпарламентский союз — это международная неправительственная организация, представляющая собой объединение национальных парламентских групп. Союз был создан в 1889 парламентариями-пацифистами нескольких государств в целях пропаганды арбитражного суда при решении международных споров. Решения Межпарламентского союза не имеют юридической силы, однако, являясь выражением мнения представителей законодательных органов большинства стран мира, оказывают определённое влияние на мировую общественность и правительства.
Полный текст резолюции (на английском) |