С 27 мая по 5 июня 2010 основатель «Мы помним» Ирина Красовская находилась в Индонезии, где принимала активное участие в масштабном мероприятии, посвященном борьбе с насильственными исчезновениями.
Рабочая поездка Ирины Красовской имела следующие цели: участие в заседании руководящего комитета Международной коалиции против насильственных исчезновений (ICAED); встречи с представителями
правительства Индонезии с целью лоббирования подписания и ратификации Международной Конвенции ООН для защиты всех лиц от насильственных исчезновений; участие в общественных слушаниях по проблемам исчезновений, куда были приглашены дипломаты, представители НГО, родственники исчезнувших, члены правительства; участие в 4-м Конгрессе Азиатской Федерации против насильственных исчезновений (AFAD).
Рабочая встреча руководящего комитета Международной коалиции против насильственных исчезновений (ICAED) проходила 27-29 мая в Джакарте. На ней присутствовали представители Aim for Human Rights, Латино-Американской
Федерации родственников исчезнувших людей (FEDEFAM), AFAD, «Мы помним», FEMED, Международной комиссии юристов, Human Rights Watch и FIACAT. Во время заседания ICAED были заслушаны отчеты ее членов, переизбран секретариат (теперь он будет базироваться в Аргентине, основные обязательства взяла на себя организация «Матери Плаза де Майя»), намечен план работы по продвижению идей Конвенции и воплощению их в жизнь.
Международная Конвенция ООН для защиты всех лиц от насильственных исчезновений была единогласна принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 2006 года. На настоящий момент Конвенция подписана 82 и ратифицирована 18 государствами. Индонезия, где в период правления Сухарто и временного правительства Хабиби (1965-2002) насильственному исчезновению подверглись как минимум 1,266 человек, Конвенцию еще не подписала. С целью лоббирования подписания и ратификации Индонезией Конвенции AFAD, которая выступила организатором серии данных мероприятий по борьбе с исчезновениями, организовала серию встреч с индонезийскими политиками, среди которых спикер Парламента и министр иностранных дел. Так, на встрече в министерстве юстиции и прав человека Индонезии делегация родственников исчезнувших людей провела интерактивную встречу с представителями министерства. Состоялся обмен мнениями и информацией. Родственники исчезнувших настаивали на скорейшем подписании Конвенции. Представители министерства рассказали, что они делают для решения старых проблем и для предотвращения новых исчезновений. Так, министерство вместе с президентом, Парламентом и генеральным прокурором тесно сотрудничают с НГО, которые не только направляют свои усилия на расследования исчезновений, имевших место в прошлом, но и оказывают помощь родным и близким — помогают им найти работу и способ реабилитации.
Делегация родственников исчезнувших также посетила Национальный комитет по правам человека. Он состоит из 22 комиссаров, которые обладают полномочиями проводить предварительное расследование случаев исчезновений, делать рекомендации правительству и президенту, быть посредником и связующим центром в переговорах и решениях между парламентом, президентом, генеральным прокурором. Также комиссары изучают Конвенцию и дают рекомендации для ратификации.
Из встреч с правительством Индонезии Ирина Красовская сделала следующие выводы:
— Решение проблемы исчезновений, в том числе и реабилитация, расследование — политическая воля правительства. В Индонезии эта воля есть. Важным показателем является создание комиссии по урегулированию и реабилитации и расследованию старых случаев исчезновений;
— Как только общество переходит на более демократическую ступень — новое правительство старается решить проблему исчезновений и идти дальше по пути демократии. Без разрешения данной проблемы невозможно продвижение вперед.
— Индонезия старается решить старые проблемы исчезновений, не допустить новые. Для этого делаются важные шаги — например, идет работа над изменением внутреннего законодательства, без которой невозможно подписание и ратификация Конвенции. Президент Индонезии лично пообещал подписать Конвенцию в ближайшее время.
31 мая в Джакарте прошли общественные слушания по проблеме насильственных исчезновений. В них приняло участие более 150 человек: дипломаты, родственники исчезнувших, Министр по правам человека, председатель Рабочей группы ООН по насильственным исчезновениям Джереми Саркин (Jeremy Sarkin), представители местных и приглашенных НГО, члены руководящего комитета ICAED. Ирина Красовская выступила на публичных слушаниях с речью. По мнению Ирины Красовской, слушания были очень плодотворными. Во-первых, доклады выступающих позволили получить представление о том, как проходит борьба с недобровольными исчезновениями на локальном и международном уровнях. Во-вторых, слушания стали платформой для интенсивного обмена информацией. В-третьих, они подтвердили, что только объединение и солидарность могут решить проблему насильственных исчезновений.
1-6 июня в индонезийском городе Богор, на востоке острова Ява, прошла конференция AFAD. С докладами на конференции выступили представители НГО из Таиланда, Филиппин, Индонезии, Непала, Кашмира, Восточного Тимора, Беларуси и стран Латинской Америки. Представители AFAD выступили с докладом об обширной деятельности этой организации. После прослушивания выступлений конгрессменов Ирина Красовская сделала следующие выводы:
— Ситуация в Азии тяжелая: много насильственных исчезновений имело место в прошлом и до сих пор происходит в таких странах, как, например: Непал, Пакистан, Кашмир, Шри-Ланка;
— Правительства Азии не очень охотно подписывают Конвенцию. Из азиатских стран Конвенция ратифицирована только Японией и Казахстаном;
— В азиатском регионе весьма активна деятельность НГО: их работа направлена на привлечение внимание правительств и международной общественности к проблеме насильственных исчезновений, на то, чтобы заставить правительства решить проблемы, с которым сталкиваются родственники исчезнувших — и это не только расследование, но также и реабилитация, финансовая помощь. Деятельность НГО также направлена на предотвращение новых случаев исчезновений и на лоббирование Конвенции, которая как раз и является превентивным инструментом;
— Насильственные исчезновения — это проблема не только Азии и Латинской Америки, но и Европы (Беларуси, России, Боснии). И если в Боснии идет активная деятельность по разрешению данной проблемы, то Россия и Беларусь эту проблему игнорируют.
Завершил Конференцию традиционный вечер национальных культур, во время которого демонстрировались национальные традиции представленных стран.
По мнению Ирины Красовской, данная серия мероприятий в Индонезии еще раз подтвердила то, что насильственные исчезновения преимущественно имеют место в регионах, где царит диктатура. Добросовестное расследование исчезновений — это политическая воля правительства. При изменении политической ситуации, как правило, кардинально меняется отношение правительства к проблеме недобровольных исчезновений.
Роль семей в борьбе с насильственными исчезновениями переоценить невозможно. Латинская Америка и Азия — это те регионы, где родным и близким исчезнувших удалось совершить огромный шаг в борьбе за правду и справедливость, которая началась 30 лет назад. Подписание Международной Конвенции ООН для защиты всех лиц от насильственных исчезновений — один из достигнутых результатов. Сейчас Конвенцию активно лоббирует Международная коалиция против насильственных исчезновений (ICAED), куда в числе 40 других организаций входит и «Мы помним». Продвижение идей Конвенции и ее ратификация как минимум 20-ю государствами является на данный момент основной целью коалиции.
«Мы помним» играет активную роль в лоббировании Конвенции в других странах — Беларусь пока не готова ни расследовать случаи насильственных исчезновений, ни подписать Конвенцию. Следует отметить, что в универсальном периодическом обзоре ООН 2010 года Беларуси многими государствами было рекомендовано подписать Конвенцию. Универсальный периодический обзор — это процедура в рамках деятельности Совета ООН по правам человека, которая представляет собой ежегодный отчет 192 стран-участниц ООН о соблюдении международных норм в области прав человека. В 2010 году Беларусь эту процедуру прошла впервые, одна из причин — отказ белорусский властей сотрудничать с правозащитными структурами ООН в течение последних десяти лет.
Пресс-служба CIWR.ORG |