На белорусско-российской информационной войне установилось временное затишье. Политолог Валерий Карбалевич рассказал «Салідарнасці», какой компромат руководство России еще может использовать против Лукашенко и почему пока не пускало его в ход.
«ЛУКАШЕНКО СТАЛ ГЛАВНЫМ ПРОТИВНИКОМ УСИЛЕНИЯ ЛИДЕРСКОЙ РОЛИ РОССИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
– В начале года Россия обрезала нам поставки беспошлинной нефти. Потом очень резко вела себя по вопросу задолженности Беларуси за газ. Затем провела информационную войну против Лукашенко. Что происходит? Почему Россия так круто начала себя вести?
– Здесь сошлось несколько факторов. Первый – победа в Украине на президентских выборах Януковича, которого в Москве считают пророссийским. Следовательно, резко упала конфликтогенность отношений России и Украины и возможность транзитных проблем между ними. Это позволило Москве более решительно идти по пути сокращения субсидий белорусской экономике.
Второй фактор – отказ Лукашенко пускать российский капитал в белорусскую экономику. Отказ приватизировать наиболее прибыльные предпрития Беларуси.
Третий фактор – изменение внешней политики Беларуси. В частности, попытка диалога Беларуси с Европейским союзом, и, как следствие, отказ признать независимость Абхазии и Южной Осетии.
И самый главный фактор – чем дальше, тем больше Лукашенко становится оппонентом лидерской роли России на постсоветском пространстве. В 90-е он был главным сторонником ее усиления, а теперь стал самым главным противником этого.
Фактически Лукашенко пытается блокировать реализацию всех проектов России на постсоветском пространстве. В прошлом году он пытался заблокировать усиление роли ОДКБ, т.е. создание коллективных сил оперативного реагирования. Мало того, что Лукашенко несколько месяцев отказывался подписать этот документ, так даже саммит, где было принято это решение, белорусские власти поначалу считали нелегитимным.
Лукашенко всячески тормозил до самого последнего момента создание Таможенного союза. Только 5 июля в Астане он неожиданно подписал Таможенный кодекс.
Лукашенко был очень недоволен улучшением российско-украинских отношений. Этого он не скрывал: откровенно негативно отозвался о харьковском соглашении «флот в обмен на газ».
И уже классический пример выступления Лукашенко в качестве оппонента восточному соседу – киргизская история, когда он вмешался в ситуацию, раскритиковал позицию России, пригласил в Минск экс-президента Бакиева.
В конце концов, количество этих факторов переросло в качество. Россия решила, что надо поставить Лукашенко на место. На то место, которое должна занимать Беларусь согласно ее статусу небольшого государства, берущего значительные субсидии у России. А это статус сателлита.
– Почему Россия не боится, что Беларусь после таких крутых действий перестанет быть сферой ее влияния?
– Во-первых, Россия этого все же боится. Поэтому весь арсенал своего воздействия она не применяет.
Кроме того, российское руководство опасается, что эта политика будет неправильно воспринята российским обществом. Нынешняя информационная война в значительной мере рассчитана на российское общество.
Во-вторых, я хочу обратить внимание – информационная война ведется не против Беларуси, а персонально против Лукашенко. «Крестный батька» -- очень знаменательное и символическое название.
В-третьих, видимо, руководство России пришло к выводу, что с Лукашенко они ничего не приобретают. С ним они потеряли все что могли, больше уже невозможно.
«У ФСБ ФАКТОВ О НЕБЛАГОВИДНЫХ ДЕЛАХ ЛУКАШЕНКО МНОГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ БЫЛО ПОКАЗАНО В ФИЛЬМАХ “КРЕСТНЫЙ БАТЬКА”»
– Вы сказали, что Россия не использует весь свой арсенал давления. Что вы имели в виду?
– Во-первых, часть нефти Россия поставляет беспошлинно – 6,3 млн для внутреннего потребления Беларуси. Эту льготу она может ликвидировать.
Во-вторых, Россия может ввести пошлины на газ, чем угрожал российский вице-премьер Сечин.
В-третьих, Россия может задействовать все факты, которые ей известны, о неблаговидных делах нынешней правящей команды Беларуси. В том числе об исчезнувших политиках. Напомню, что в 2001 году, когда впервые были опубликованы документы, показывающие причастность высших должностных лиц к исчезнованиям, сняты председатель КГБ Беларуси Мацкевич и генпрокурор Божелко некоторое время были в Москве. Ходили слухи, что вот-вот они должны выступить на пресс-конференции, но, видимо, Москва передумала. Я почти уверен, что Мацкевич и Божелко имели хороший контакт с руководством российских спецслужб, и все что знали, им выложили. Эти показания наверняка записаны на видеопленку.
К тому же Мацкевич сейчас трудится в Москве, там же работает экс-министр внутренних дел Беларуси Наумов, который руководил арестом Павлюченко и очень много знает.
У ФСБ фактов о неблаговидных делах Лукашенко много больше, чем было показано в фильмах «Крестный батька». Думаю, эти факты придерживаются на всякий случай.
– Чтобы Лукашенко не ушел от России?
– Чтобы было чем давить на Лукашенко. Политическое решение полностью «мочить» его пока не принято.
– Но если «мочить» Лукашенко, на кого Россия сможет его поменять? Есть ли у нее ресурсы для смены власти в Беларуси?
– Думаю, из-за этого фактора Россия и не идет до конца. Рычагов для смены власти в Беларуси у России сегодня нет.
«ПОРА УЖЕ ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ ЭТОГО ДУРАЦКОГО ПРОЕКТА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА»
– Как будут дальше развиваться отношения Беларуси и России?
– Тот кризис, который недавно был, никуда не делся. Он будет продолжаться. Обе стороны будут наносить удары друг другу, но я бы не исключал возможности временного примирения. До президентских выборов я ожидаю острых столкновений, особенно с учетом переговоров перед новым годом по условиям поставки газа.
– Когда мы говорим о Беларуси при Лукашенко, в наших отношениях с Россией вроде бы все понятно: нам нужны от нее дешевые энергоносители и рынок сбыта. А есть говорить об интересах независимого белорусского государства в целом, без Лукашенко, то какими они должны быть?
– Беларусь не обойдется без российского рынка сбыта, российских энергоносителей. Беларуси, безусловно, нужны нормальные дружеские отношения с Россией.
Пора уже отказываться от этого дурацкого проекта – союзного государства. Именно оно делает отношения конфликтогенными. Ни с кем, за исключением Грузии, у России нет таких конфликтных отношений, как с Беларусью! Никто не обзывает такими плохими словами российских руководителей, как Лукашенко.
Лукашенко говорит: коль мы союзники, то вы нам обязаны. А если Россия что-то не дает, Лукашенко начинает ругаться. И чем сильнее и грубее он ругался, тем чаще Россия уступала.
Это мнимое союзничество мешает и Беларуси, и России. Другой вопрос, что если покупать нефть и газ по рыночным ценам, нужно реформировать белорусскую экономику.
В чем еще проблема? Отсутствие демократической системы и в Беларуси, и в России. Белорусско-российский конфликт в значительной мере есть конфликтом двух авторитарных лидеров – Лукашенко и Путина. Будь у нас демократические институты, эти проблемы решались бы проще. А тут поссорились два человека – в результате страдают народы.
Руслан Горбачев
Салідарнасць
|