Следователи не исключают политическую версию исчезновения Юрия Захаренко

10.08.2010

Об этом в письме матери экс-министра внутренних дел Ульяне Захаренко сообщил заместитель генерального прокурора Виктор Конон.

Напомним, что не так давно Ульяна Григорьевна написала обращение на имя генерального прокурора Григория Василевича, в котором просила “дать полную информацию о том, что сделано органами прокуратуры за одиннадцать лет в поисках моего сына и тех лиц, кто его насильно похитил”. Григорий Василевич сам отвечать на письмо матери Захаренко не стал, а поручил это сделать своему заместителю Виктору Конону. Но Виктор Александрович отнесся к этой просьбе, мягко говоря, спустя рукава.

“Прокуратура города Минска продолжает расследование уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ст.101 УК Республики Беларусь в редакции 1960 года (умышленное убийство), по факту исчезновения вашего сына — Захаренко Ю.А., — написано в документе за подписью Конона. — Срок следствия по данному делу продлен до 24.09.2010.

Работа по раскрытию и расследованию этого преступления продолжается. Выдвинуты и исследуются различные версии совершения в отношении Захаренко Ю.А. противоправных действий, в том числе из корысти, на почве личных неприязненных отношений, в связи с его политической деятельностью, а также ряд других.

Несмотря на принимаемые меры, установить местонахождение Захаренко Ю.Н., а также конкретное лицо, причастное к этому, до настоящего времени не представилось возможным.

В связи с тем, что предварительное расследование по названному уголовному делу не закончено, сведения о проводимых по нему конкретных оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях до окончания расследования разглашению не подлежат.

В части ходатайства о принесении протеста на решение суда Октябрьского района г.Минска по гражданскому делу о признании Захаренко Ю.А. умершим ваше обращение направлено прокурору города Минска для рассмотрения и уведомления вас о результатах.

В.А.КОНОН, заместитель генерального прокурора Республики Беларусь”.

— Стоит отметить, что это первый за 12 лет ответ из Генпрокуратуры по делу Захаренко за подписью высокого чиновника, — комментирует по просьбе “Народной Воли” прокурорский ответ правозащитник и бывший следователь Олег Волчек. — Хотя я, конечно, ожидал более развернутого ответа. Тем более что мы вместе с Ульяной Григорьевной на четырех листах сформулировали совершенно конкретные вопросы, на которые просили дать ответ. Бумага за подписью Виктора Конона — очень поверхностная, будто состряпана наспех. Уже буквально с первого абзаца стало понятно, что Конон достаточно формально отнесся к подготовке ответа Ульяне Григорьевне. В официальной бумаге есть непростительные для чиновника такого ранга ошибки. Так, в первых двух абзацах он пишет, что дело возбуждено по убийству Захаренко Ю.А., а дальше ведет речь про Захаренко Ю.Н. Может, речь идет о двух разных людях? И дело некоего Захаренко Ю.А. объединено вместе с делом Захаренко Юрия Николаевича?

Возможно, Конон не сам готовил этот ответ, а ему просто принесли бумагу на подпись. Ну так ты хоть прочитай, что подписываешь, товарищ прокурор! Тем более это дело имеет огромный общественный резонанс...

Все эти годы нас интересовало, отрабатывало ли следствие политическую версию исчезновения генерала Захаренко. Мы не раз спрашивали, были ли в рамках уголовного дела допрошены Виктор Шейман, Юрий Сиваков, Дмитрий Павличенко, Владимир Наумов, а также Александр Лукашенко, который не раз заявлял о том, что ему известно, будто Захаренко жив и находится в Германии, а затем — что его убили якобы из-за криминальных денег. Мы ожидали, что в ответе из прокуратуры будет сказано: мол, эти люди допрашивались, но их причастность к исчезновению Захаренко, например, не установлена. Но если нам так не написали, значит, эта версия остается актуальной. Возможно, следователи над ней еще работают.

Конон пишет: “Несмотря на принимаемые меры, установить местонахождение Захаренко Ю.Н. ...не представилось возможным”. Но еще 10 лет назад в своем рапорте бывший начальник криминальной милиции МВД Беларуси генерал-лейтенант Николай Лопатик написал, что место захоронения трупа Захаренко — “спецучасток последних могил на Северном кладбище”. Бывший генпрокурор Олег Божелко был готов подтвердить слова Лопатика и даже заказал в России у своего коллеги генпрокурора Устинова спецоборудование. Однако Божелко сняли, на его место пришел Виктор Шейман, и от заявки на спецоборудование по поиску трупов отказались. Возникает вопрос: почему следователи, которые сегодня ведут дело Захаренко, не могут настоять на том, чтобы тщательнейшим образом исследовать то место, о котором пишет Лопатик в своем рапорте? Может, им кто-то не позволяет этого сделать?.. Зачем отрабатывать другие версии, когда вначале нужно разобраться с самыми главными?

Самое страшное, что срок расследования дел по статье “умышленное убийство” (ст.101 УК Республики Беларусь в редакции 1960 года), по которой и возбуждено дело Захаренко, — 15 лет. А уже пошел 12-й год. Если Лукашенко выиграет президентские выборы и останется у власти еще на пять лет, то дело Захаренко скорее всего будет прекращено в связи с истечением сроков давности. И уголовно-розыскное дело, которое ведет МВД, также будет прекращено. Вывод один: Лукашенко не имеет права идти на президентские выборы, пока не будет поставлена точка в делах о громких исчезновениях.