Зачем лжет руководство минской милиции?

17.08.2010

Несмотря на сотни свидетелей и показания арестованных, начальник ГУВД и его пресс-секретарь заявляют, что 16 августа «никого не задерживали».

После окончания 16 августа акции «Требуем международного расследования дел пропавших!» и задержания ее участников начальник ГУВД Мингорисполкома генерал-майор милиции Леонид Фармагей заявил журналистам следующее.

«По нашим оценкам, была попытка провокации со стороны одного из активистов оппозиции Евгения Афнагеля. Афнагель сагитировал молодежное крыло и пытался имитировать задержание. Мы расцениваем это как попытку провокации. Никто задержан не был», — цитирует начальника ГУВД «Интерфакс-Запад».

Начальник пресс-службы ГУВД Мингорисполкома Александр Ластовский повторил вслед за своим начальником:

«Мы дадим правовую оценку участникам акции. Для этого мы проводим видеодокументирование. Участники данной акции нарушили запрет Мингорисполкома. Как видно по всему, милиция действовала лояльно и никого не задерживала».

Тем не менее, после окончания акции только в РУВД Первомайского района Минска сотрудниками ОМОНа были доставлены 8 участников акции. Об этом написали белорусские и зарубежные СМИ. Об этом рассказывают сайту charter97.org сами задержанные.

Евгений Афнагель, активист гражданской кампании «Европейская Беларусь»:

— Сотрудники милиции лгут не первый раз, сотни активистов оппозиции были оштрафованы или отправлены за решетку по сфабрикованным обвинениям. Понятно, что рядовые милиционеры берут пример со своего начальства.

Слова Леонида Фармагея о том, что я имитировал свое задержание — это наглая ложь, что могут подтвердить как участники акции, так и сотрудники Первомайского РУВД, в котором я и другие задержанные провели почти три часа. Возможно, руководство милиции просто не знает, что делают его подчиненные

Меня задержали в 18.30, когда я пошел предупреждать участников акции, что мероприятие закончено, и надо расходиться. Когда я подошел к краю «цепочки», ближе к улице Петруся Бровки, на меня сзади набросились сотрудники милиции в штатском. Заломали руки, а затем забросили меня в микроавтобус. Потом туда забросили еще двух участников акции, автобус объехал квартал — и впихнули Павла Юхневича в порванной одежде. Нас доставили в РУВД Первомайского района. Там составили протокол опроса, обыскали, и тех, кто не стоял на учете на дактилоскопию, поставили на учет. Все время задержания нам не разрешали пользоваться телефонами и на вопрос о дальнейшем судьбе сотрудники милиции отвечали, что ждут чьего-то особого распоряжения. Отпустили всех восьмерых задержанных через три часа.

Максим Сергиец, активист «Европейской Беларуси»:

— После окончания акции мы собрались уходить, и тут увидели, что за нами следят двое сотрудников ОМОНа в штатском. Меня схватили вместе с Андреем Молчаном. Омоновцы забросили нас в микроавтобус, нанесли несколько ударов. Там уже находился Афнагель. Пока мы кружили по району, все время слышали, как омоновцы переговариваются по рациям, кого где задерживают. Было понятно, что им были даны установки, кого конкретно арестовывать. Потом к нам в автобус забросили Юхневича. Завезли всех в Первомайский РУВД, обыскали, забрали портреты пропавших, растяжку «Требуем международного расследования!».

Андрей Молчан, активист «Европейской Беларуси»:

— Мы шли от Академии наук, сзади услышали, как по рации переговариваются сотрудники ОМОНа в штатском, и тут слышим крики «Стоять!» Нас стали хватать. Навстречу тоже бежали омоновцы в штатском. В общем, обложили, как волков, со всех сторон. Запихнули в автобус, забрали паспорта и повезли в Первомайский РУВД. Обыскивали дважды. Вначале люди в штатском, потом в РУВД майор увел меня в кабинет, там снова обыскали и взяли пояснения. При составлении протокола пытались меня заставить дать показания, что я слышал, как арестовавшие меня омоновцы кричали «Стоять! Милиция!». Но они просто приказывали остановиться, не представляясь. Так что в протоколе милиционерам все-таки пришлось записать, что задерживали меня люди без формы и знаков отличия.

Павел Юхневич, активист гражданской кампании «Европейская Беларусь»:

«Через 20 минут после начала акции к каждому из нас, кто подавал заявку на проведение 16 августа демонстрации и митинга под лозунгом «Требуем международного расследования!» подошел замначальника минской милиции общественной безопасности майор Грищенко и стал угрожать ответственностью. Я объяснил, что здесь происходит не то мероприятие, на которое я подавал заявку, оно запрещено, а сегодня люди просто вышли на улицы с портретами пропавших белорусов, и это не нарушает никаких законов. Однако вокруг меня и Евгения Афнагеля стали группироваться люди в штатском.

Первым арестовали Афнагеля. Когда меня пытались похитить (я не могу назвать это задержанием!), те, кто был рядом, пришли на помощь. И, знаете, милиционеры растерялись, потому, что наших было больше, мы были вместе. Это был момент, когда люди, помогавшие мне избежать ареста, ощутили то, что всё это время убивают в белорусах – солидарность. Нас много!

При попытке задержания милиционеры порвали мне одежду, на руке осталась большая гематома. Через полчаса, когда я направился в сторону парка Челюскинцев и попытался сесть в такси, подбежали четверо в штатском, один из них показало мне удостоверение сотрудника ОМОНа. Меня втолкнули в автобус, где уже был Афгнагель и другие задержанные. В Первомайском РУВД нас было 8 человек. Вначале 7, потом пришел человек, который простоял полтора часа с портретом — обычный минчанин лет 30-ти. Это была его первая акция. «Прочитал в интернете и решил прийти. Потому что достало!» — коротко пояснил он. Этот человек сделал шаг навстречу свободной стране, переборол свой страх. Мне сразу стало как-то хорошо на душе. Люди просыпаются.