5 декабря на сцене лондонского театра Young Vic было сыграно два спектакля Белорусского Свободного театра. На сцену в этот вечер вышли не только белорусские актеры, но и их коллеги – звезды британской сцены и кинематографа.
Идея совместного проекта родилась у Белорусского Свободного театра и британской правозащитной организации Index on Censorship, а как только идея проекта созрела, к ней подключился директор лондонского театра Young Vic Дэвид Лан, предложивший использовать свою театральную площадку для показа. На вопрос журналиста, почему Young Vic предоставил Белорусскому Свободному театру свою сцену, Дэвид Лан ответил: «Они – члены нашей театральной семьи, а когда кому-то в семье нужна помощь и поддержка, помогать должны все».
Представить Свободный театр решил гранд британской сцены сэр Йен Макеллен, обладатель «Золотого глобуса», известный киноаудитории по фильму «Властелин колец». В своем обращении к аудитории он, в частности, сказал: «Беларусь всего в нескольких часах лета от Лондона – там существует очень мало свобод для тех людей, которые, в частности, занимаются театром. Беларусь, один из осколков советской империи, называют «последней диктатурой Европы», находящейся под контролем всемогущего президента Александра Лукашенко. Минск, столица, над которой развевается последний флаг КГБ. Здесь враги государства исчезают, еврейские мемориалы заменены на многоэтажные автостоянки, и существует смертная казнь за преступления».
В финале своей речи Йен Макеллен призвал аудиторию выразить свою поддержку, и подписать петицию в поддержку Беларуси на сайте, названном, как и один из спектаклей театра «Зона молчания» – zoneofsilence.org.
Открыл вечер спектакль «Зона молчания. Цифры» в постановке Владимира Щербаня, который был принят овациями и восторженными отзывами британских актеров, которым удалось посмотреть спектакль из зала. Концепция вечера была обозначена как «от общего к частному», и складывалась из двух основных компонентов: спектакль «Цифры» должен был представить страну в ее нынешнем состоянии, а «Постигая любовь» рассказать одну из историй, произошедшую в этой стране.
Показу спектакля «Постигая любовь» предшествовало выступление директора театра Натальи Коляды, которая не смогла сдержать слез, когда говорила о друге театра, журналисте Олеге Бебенине, который был найден убитым тремя месяцами ранее. Именно Олегу был посвящен этот вечер влондонском театре Young Vic.
Спектакль «Постигая любовь» был разбит режиссером Николаем Халезиным на 5 частей. Первую из них играли актеры Белорусского Свободного театра Марина Юревич, Олег Сидорчик и Павел Городницкий, затем их сменяли Джуд Лоу и Сиенна Миллер, после – Сэм Уэст и Аджоа Андоу. Затем эстафета возвращалась к белорусским актерам, а в финальной сцене принимали участие все занятые в спектакле. После завершения спектакля аудитория устроила актерам долгие овации, а последние десять минут зал аплодировал стоя.
Многие зрители не смогли сдержать слез, а в оценке спектаклей были едины все – обычные зрители, актеры, критики, журналисты. Джуд Лоу назвал спектакли Свободного театра «одним из самых ярких театральных впечатлений в жизни», а арт-директор лондонского театра Almeida Майкл Аттенборо сказал: «Театр Almeida не ошибся, когда пригласил к сотрудничеству Белорусский Свободный театр. Я уверен, что наш новый совместный проект станет событием в театральной жизни Лондона, как становятся все спектакли белорусского театра».
Руководство Свободного театра, оценивая результат события, происшедшего вечером 5 декабря в театре Young Vic, останавливались на разных аспектах важности этого события.
Директор театра Наталья Коляда: «Белорусы не верят заявлениям европейских или российских политиков, которые регулярно предают нашу страну, но они верят людям искусства, которые абсолютно искренни в своей поддержке. Сегодня эта поддержка, и осознаие того факта, что Беларусь – часть мира, является для нас самой важной. Только вместе мы победим».
Арт-директор Николай Халезин: «По театральным меркам, нам пришлось взрослеть очень быстро, ведь пять лет – это возраст младенчества для театрального коллектива. Сегодня уровень доверия к нам со стороны мирового театрального сообщества столь высок, что мы просто обязаны оправдывать его своей работой, своей позицией».
Режиссер Владимир Щербань: «Британские актеры еще раз убедили нас и всех в мире в простой истине: как бы не складывалась твоя карьера, каким бы успешным не был твой путь – ты прежде всего человек, а потом уже актер».
Кристина Торп
www.dramaturg.org |