В некоторых странах режиссерам и драматургам грозит арест, насилие или даже смерть. Кэролайн Макгинн встретилась с белорусским «Свободным театром».
По электронной почте вы сообщаете свое имя и номер мобильного телефона. Через несколько дней, вы получаете информацию, в которой сообщается, куда идти. В Лондоне (где актеры театра Punchdrunk недавно поставили рекламное выступление для рекламы нового пива Stella Artois), подпольный театр вызывал бурю эмоций у тех, кто смыслит в искусстве. В Беларуси (стране, где давление на свободу слова сильнее, чем в Иране), подпольные выступления являются необходимостью, находящейся вне закона. Каждый раз, когда люди собираются, чтобы увидеть их, они рискуют оказаться под арестом.
Наталья Коляда, женщина, чей эльфийский голос несет спокойствие и убежденность, является одним из основателей Белорусского Свободного театра. «У нас самая смелая аудитория в мире», – говорит она. «Когда мы выступаем в Минске, в течение одного месяца, наши спектакли посещают от 1200 до 1500 людей. Для наших условий, это невероятное количество». Драматург Лора Уэйд попала на одно из этих выступлений в 2009 году. Она вспоминает «ту атмосферу, то ощущение потрясающей значимости происходящего. Я разговаривала с женщиной, которая приехала за много километров, чтобы прийти на спектакль, потому что больше нигде не увидишь ничего подобного».
Благодаря их подлинному совершенству и давней поддержке таких писателей, как Гарольд Пинтер и Том Стоппард, Белорусский Свободный театр получил высокий статус и признание за пределами Беларуси. Во время предстоящего представления в Young Vic, Йен МакКеллен, Джуд Лоу, Сиенна Миллер и Сэмюэль Уэст выйдут на сцену вместе с театральным коллективом. Запад, который протестовал в лице Стоппарда у белорусского посольства в Лондоне в июле этого года, считает, что поддержка знаменитостей может помочь «предотвратить политические убийства», ведь «чем больше шума вы сделаете, тем труднее сделать так, чтобы люди исчезли». Эта угроза слишком реальна.
Майк Харрис из Index on Censorship свидетельствует о «гнусных угрозах изнасилования и убийства», которые Наталья и ее коллеги получают регулярно. Выборы (которые нельзя назвать ни свободными, ни справедливыми) приближаются в декабре. «Те же, кто доставляет неприятности властям, были избиты, подвергнуты инсценированным казням, их увольняют с работ», – говорит Харрис. «Чем известнее они становятся, тем безопаснее ситуация для них. Сегодня Англия является единственной страной, где театральное сообщество объединилось. Саркози присудил театру награду, но, при этом, французское посольство в Минске не дает им визы. Это просто смешно».
Коляда, как мать, так и человек искусства, рассматривала варианты выезда из Беларуси в более гостеприимную страну. На протяжении многих лет, ее близкие друзья «исчезали» или умирали при подозрительных обстоятельствах, она была арестована и видела, как ее отца избили и выгнали с занимаемой должности, из-за его «позорных детей». В последний раз труппа были арестована в 2007 году. Информация об этом появилась в мировых изданиях на следующее утро, благодаря поддержке Тома Стоппарда. Они были освобождены, а когда вернулись, чтобы попытаться получить свои вещи из милиции, им сказали: «Мы вас не знаем, и никого вчера не задерживали».
Однако не у каждой истории есть счастливый конец: «Когда вы живете при диктатуре, вы пытаетесь изменить это», – говорит Коляда. «Было бы сумасшествием сказать, что мы не боимся. Наш очень близкий друг был убит всего три месяца назад». Журналист Олег Бебенин был найден повешенным на веревке из гамака своего пятилетнего сына в сентябре этого года, его ноги касались земли. Милиция утверждает, что это было самоубийство. Но Майк Харрис, который знал Бебенина, благодаря его участию в правозащитной группе Хартия’97, говорит: «Все убеждены, что это убийство. В этой истории было слишком много несоответствий».
Смерть Бебенина может быть истолкована, как жестокое предупреждение со стороны властей. А потеря своего друга делает пьесу «Постигая любовь», написанную Колядой и ее мужем, Николаем Халезиным в соавторстве, которая будет исполняться в Young Vic, еще более актуальной и животрепещущей. «Постигая любовь», – говорит Коляда, «это история наших друзей Ирины и Анатолия Красовских. Красовский был бизнесменом, который открыто поддерживал демократические силы».
Он был похищен и убит в сентябре 1999 года, за десять лет до смерти Бебенина. «Ирина – крестная мама нашей младшей дочери», – объясняет Коляда. «Мы близки. Нам потребовалось девять лет разговоров с ней о жизни, и в заключение должна была получиться история любви, а не история убийства. Мы хотели показать, что люди, которые были похищены и убиты, были не просто фактами или цифрами – они были людьми, у которых замечательные дети, родители, которые имели свои мечты и надежды. И они хотели изменить свою Беларусь в лучшую сторону».
Кэролайн Макгинн
Time Out London
|