Первый приговор за Площадь — 4 года строгого режима

17.02.2011

17 февраля приговор вынесен активисту штаба Владимира Некляева — Владимиру Парфенкову.

Как сообщает БелаПАН, сегодня утром в суде Фрунзенского района Минска начался первый суд по уголовному делу о массовых беспорядках в Минске 19 декабря 2010 года.

Василий Парфенков, активист избирательного штаба Владимира Некляева, обвинялся по части 2 статьи 293 Уголовного кодекса (участие в массовых беспорядках). Ему грозило лишение свободы от трех до восьми лет.

В ходе суда Василий Парфенков частично признал свою вину — он заявил, что участвовал в митинге на площади Независимости в Минске 19 декабря, однако при этом не бил стекла.

Парфенков также заявил, что экс-кандидаты в президенты Виталий Рымашевский, Андрей Санников и Николай Статкевич успокаивали тех, кто бил стекла в Доме правительства, и им это в основном удалось. После их призывов, по словам подсудимого, люди начали уходить.

По информации судьи Ольги Комар, ущерб, нанесенный зданию Дома правительства во время акции, составил 14 млн. рублей.

В зал суда пустили журналистов. Сотрудники суда предупредили, что фотографы и операторы не смогут снимать во время самого процесса. Судья запретила вести в зале заседания фото- и видеосъемку. Также попросила выйти тех журналистов, которым не хватило свободных мест.

Как сообщил в прямом эфире «Еврорадио» правозащитник Алесь Беляцкий, многие не сумели попасть в зал, вмещающий всего около 40 человек. Среди присутствующих не только журналисты иностранных и белорусских (как официальных, так и независимых) СМИ, но и пришедшие поддержать активиста.

Представитель гособвинения потребовал приговорить Василия Парфенкова к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима. Прокурор Антон Загоровский посчитал, что вина Парфенкова в судебном следствии была доказана, он является виновным в уголовном преступлении, предусмотренном частью 2 статьи 293 Уголовного кодекса Беларуси (участие в массовых беспорядках).

Суд признал Парфенкова виновным в участии в массовых беспорядках в Минске 19 декабря и приговорил к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима.

Приговор не вступил в законную силу и Парфенков может его обжаловать в суде высшей инстанции в течение 10 дней.

Парфенков также должен выплатить по гражданскому иску в течение месяца со дня вступления в силу приговора более Br14,048 млн (около $4,7 тыс.). Эту сумму якобы затратили на восстановление разбитых стекол и дверей Дома правительства, а также зеленых насаждений вокруг здания.

В ходе судебного процесса государственный обвинитель заявил, что «обвиняемый принимал активное участие в массовых беспорядках на площади Независимости в Минске, пытался с применением физической силы проникнуть в Дом правительства и нанес не менее 61 удара по фасаду здания и оказывал сопротивление сотрудникам милиции».

В своем заключительном слове государственный обвинитель попросил суд при вынесении приговора учесть, что Парфенков был судим, отбывал наказание и имеет непогашенную судимость.

Парфенков был ранее судим по статье 218 «Умышленное уничтожение или повреждение имущества» Уголовного кодекса Беларуси. Он был приговорен к трем годам лишения свободы и освобожден условно-досрочно.

Напомним, Василий Парфенков около десяти лет участвует в акциях оппозиции, был среди защитников Куропат. Во время прошедшей президентской кампании он входил в предвыборный штаб Владимира Некляева. «Человек с активной гражданской позицией», — говорит о Василии Парфенкове Алесь Беляцкий.

«Видно, что первые судебные процессы являются наиболее простыми для судов и для следственных органов. И начинают с обычных участников, — комментирует то, почему именно с Парфенкова начинаются суды, правозащитник Алесь Беляцкий. — На базе этих судебных заседаний, на базе решений этих судов, на базе показаний свидетелей и самих участников процесса будут строиться обвинения против тех, кого называют организаторами массовых беспорядков, которых оставляют на закуску, «на потом».

Думаю, что по второму разу не будут заслушиваться свидетели, которые будут заслушиваться сейчас. Вообще строить свою обвинительную позицию прокурорские сотрудники будут во многом, учитывая первые процессы. Схема откатанная, она откатывалась еще в сталинские времена на каких-то таких групповых делах: когда сначала судились рядовые участники, а потом — так называемые организаторы. Вот она сейчас и идет в ход».

 

Хартия`97.org