Исчезновения людей начались 7 мая 1999 года с пропажи Юрия Захаренко, бывшего министра внутренних дел, пользовавшегося поддержкой армии и КГБ и перешедшего в оппозицию режиму, пишет The Independent.
Ирина Красовская последний раз видела мужа 16 сентября 1999 года, когда он позвонил и сказал, что пойдет в баню с другом, а потом — домой. Ее муж Анатолий Красовский был успешным бизнесменом и близким другом Виктора Гончара - видного белорусского политика, перешедшего в оппозицию Александру Лукашенко, — отмечает корреспондент Джером Тейлор.
По дороге из бани их машину остановили, Гончара и Красовского вытащили на улицу, тела их так и не были обнаружены. "Это лишь два из множества случаев исчезновения диссидентов в условиях режима, давно носящего сомнительный титул последней диктатуры Европы. Беларусь остается одним из основных нарушителей прав человека и единственной страной Европы, где до сих пор сохраняется смертная казнь. Однако многие белорусские активисты считают, что неспособность международного сообщества дать ответ на прежние нарушения прав человека Александром Лукашенко придала ему смелости", считает Тейлор.
Исчезновения людей начались 7 мая 1999 года с пропажи Юрия Захаренко, бывшего министра внутренних дел, пользовавшегося поддержкой армии и КГБ и перешедшего в оппозицию режиму. Затем пропал бывший личный фотограф Лукашенко Дмитрий Завадский, перешедший на работу в ОРТ и впавший в немилость. Многие противники режима после этого исчезли или погибли при невыясненных обстоятельствах, однако исчезновения Захаренко, Красовского и Гончара поразительно схожи и наводят на мысль о том, что к их похищению причастны высокопоставленные руководители органов внутренних дел Беларуси, отмечает газета.
И 7 мая, и 16 сентября 1999 года в минском СИЗО-1 была зарегистрирована выдача пистолета PB 9 с серийным номером PO57C, используемого исключительно для приведения в исполнение смертных приговоров. Официально зарегистрированных казней в СИЗО-1 в эти дни не было, сообщает газета со ссылкой на информацию, предоставленную бывшим главой СИЗО-1 Олегом Алкаевым властям Германии, куда он бежал с компрометирующими документами. Согласно этим данным, специальная бригада под командованием ветерана спецслужб полковника Дмитрия Павличенко осуществляла убийства и похищения выдающихся диссидентов по приказу режима.
"Я считаю, что на самом высшем уровне делались шаги для сокрытия истинных обстоятельств исчезновений, - приводит газета слова Кристоса Пургуридеса — составителя доклада Совета Европы, посвященного преступлениям в Беларуси. — Я также подозреваю, что высшее руководство государства может быть непосредственно причастно к этим исчезновениям". Пургуридес призвал власти Беларуси начать уголовное расследование в отношении полковника Павличенко, тогдашнего генпрокурора Виктора Шеймана и главы МВД Юрия Сивакова, которые до сих пор являются ключевыми фигурами режима Лукашенко.
Жена Дмитрия Завадского Светлана убеждена, что всю правду об исчезновениях диссидентов удастся узнать, только если международное сообщество окажет давление на Лукашенко. "Мы прошли все внутренние юридические процедуры, но так и не добились непредвзятого независимого расследования или наказания тех, кто причастен к похищению и убийству журналиста. Я давно надеюсь, что международное сообщество поможет наказать виновных и тех, кто заказал это бесчеловечное преступление", — приводит ее слова издание.
|