Ирина Богданова, Наталья Коляда и Ирина Красовская обратились с открытым письмом к президенту Латвии Валдису Затлерсу.
Приводим текст письма полностью:
Уважаемый г-н Президент!
Мы встречались с Вами на Брюссельском форуме два месяца назад. Эти два месяца после нашей встречи оказались крайне тяжелыми для Беларуси и лично для нас, так как мы наблюдали суды над демократией в нашей стране. Все главные демократические лидеры и активисты, которые нашли смелость защищать свои права 19 декабря, предстали перед судом, оказались в тюрьмах, и вынуждены расплачиваться за преступления, которых они не совершали. Достойные невиновные люди попали в тюрьму, в то время как преступники остались на свободе, чтобы дальше управлять страной.
В понедельник 23 мая мы пришли в ужас от очередного бездействия Европы. Понедельник 23 мая стал днем, когда белорусский народ потерял веру в Европейский Союз (ЕС). Лукашенко заявил, что он очень доволен этим результатом. Он сказал, что «Европа начала понимать Беларусь», и именно по этой причине экономические санкции не были введены.
Действительно ли это тот сигнал, который Европа хотела послать безжалостному диктатору?
Мы не понимаем, что может заставить ЕС действовать, и прийти на помощь белорусскому народу. Во время нашей встречи в марте Вы заверили нас, что мы можем рассчитывать на вашу поддержку и понимание. Но сегодня мы чувствуем себя обманутыми.
Мы жили в кошмаре последние несколько месяцев. Мы засыпали и просыпались с одной мыслью: живы ли еще наши любимые и друзья? После того, как Андрей Санников сделал заявление о пытках по отношению к нему и об угрозах жизни своей жены и четырехлетнего сына, его перевели в другую тюрьму, но не сообщили родственникам в какую. Два дня его жена и мать искали его, и не могли найти. Мы полагали, что это холодная и циничная тактика запугивания побудит цивилизованный мир к действию.
Дмитрию Бондаренко, еще одному политзаключенному, нужна срочная операция на позвоночник. У него уже частично парализована нога. Если не провести операцию немедленно, все может закончиться инвалидным креслом. Его требования о предоставлении надлежащей медицинской помощи до сих пор игнорируются.
Николай Статкевич был приговорен к 6 годам заключения с содержанием в колонии усиленного режима. Он говорит, что готов пожертвовать своей жизнью, и что он не хочет, чтобы Европа «купила» его свободу у Лукашенко. Он хочет свободных справедливых выборов, в которых бы не участвовал нынешний белорусский диктатор.
Дмитрий Усс был приговорен к пяти с половиной годам заключения за то, что он, как человек чести, заступился за друга, отказавшись предать его и свою страну.
Слишком много времени ушло бы, чтобы рассказать Вам о всех тех храбрых молодых людях, которые проведут в тюрьме по три-четыре года только за то, что они воспользовались своим гражданским правом и потребовали свободных и справедливых выборов в Беларуси. Сердце разрывается, когда думаешь о тех, чьи матери рано умерли, потому что не могли больше жить с болью в сердце о своих сыновьях в тюрьме, или о детях, которых используют как «заложников» для шантажа родителей. Не напоминает ли Вам это сталинские времена в Латвии?
Потерянный ботинки, шарфы и шапки на снегу, покрытом кровью невиновных людей , 19 декабря 2010 года… Жесткое силовое подавление милицией акции мирных граждан… Пытки в застенках КГБ…
Мы говорили обо всех этих зверствах на Брюссельском форуме и думали, что это этого будет достаточно, чтобы политики Евросоюза стали воспринимать ситуацию в Беларуси серьезно, и начали действовать. Оказалось, что нет. Может быть, хоть события последних двух недель побудят Европу к действиям? Так ли необходимо ждать смертей, прежде чем что-то предпринять? Мы можем увидеть, как повторится история Руанды, когда убивают мирных граждан, в то время как остальной мир остается безучастным, или, может быть, Вы хотите, чтобы в Беларуси произошли события вроде тех, которые омрачили современную историю Ливии, прежде чем Европа предпримете шаги, чтобы остановить диктатора?
Позвольте напомнить, за последние 11 лет в Беларуси исчезали и погибали оппоненты режима и независимые журналисты. Те, кто сейчас сидит в тюрьме, тем не менее, делали все, чтобы предотвратить массовое насилие против мирных граждан на Площади.
Мы понимаем, что для Вас в первую очередь важны интересы собственной страны. Теплые дома и бензин в машинах важнее. Мы также понимаем, что ваша страна, вместе с Грецией и Исландией сильно пострадала из-за экономического кризиса. Печально, но кажется, что вопросам морали и прав человека нет места среди внутренних проблем. Но разве защита тех гуманистических принципов, на которых основывался ЕС, не должна оставаться приоритетной? Введение экономических санкций против Беларуси положит конец режиму Лукашенко, а экономика Беларуси начнет подниматься. Это означает развитие интересов латвийского бизнеса в Беларуси. Помощь в становлении демократической Беларуси принесет Латвии большую прибыль.
Надеемся, что народ Латвии, который не так давно избавился от коммунистической диктатуры, основываясь на собственном опыте, поймет, каково жить в таких условиях и почему мы стремимся в свободе. Мы надеемся, что народ Латвии не допустит этого «сдвига моральных ценностей», как выразился сэр Том Стоппард в своем выступлении на Брюссельском форуме, признает нашу общую человечность и займет твердую позицию в поддержке единых для всех прав человека.
С уважением,
Ирина Богданова, руководитель кампании «Free Belarus Now»
Наталья Коляда, основатель и директор «Белорусского Свободного театра»
Ирина Красовская, президент фонда «Мы помним» |