Накануне Всемирного дня прав человека белорусские правозащитники попытались передать в администрацию президента 163,5 тысяч петиций против смертной казни. До этого представитель «Amnesty International» вместе с ними и матерями приговоренных к высшей мере наказания провели пресс-конференцию, посвященную теме расстрельных приговоров.
В пятницу днем представители правозащитных организаций отнесли коробки, заполненные петициями из 30 стран мира в администрацию президента. Однако там их принять отказались, сославшись на то, что «непонятно, каким образом эти петиции были собраны».
Сотрудники администрации приняли обращение за отмену смертной казни от самих правозащитников, остальные петиции предложили отправить по почте, что и пришлось сделать правозащитникам. За происходящим, в том числе и в Главпочтамте, следило милицейское руководство – начальник ГУВД Мингорисполкома Александр Барсуков и замначальника милиции госбезопасности Максим Грищенко.
В ходе пресс-конференции представитель Amnesty International Хэзер МакГилл обратила внимание на психологический аспект наказания смертной казнью, когда родители не могут узнать, где похоронен их ребенок. Кроме того, она не исключает возможности судебной ошибки:
– В этом деле мы видели много нарушений международных стандартов справедливых судов, и есть опасность, что будут наказаны не те люди. Самое страшное, что смертная казнь – это невозвратимое наказания, – сказала Хэзер МакГилл.
Любовь Ковалева, мать осужденного по делу о теракте Владислава Ковалева, еще раз напомнила, что существует петиция, которую она написала сама. За петицию подписываются как посторонние люди, так и потерпевшие от теракта, с мнением которых, по мнению женщины, должны считаться.
Мать Андрея Жука, осужденного в 2009 году на смертный приговор, очень тяжело переживает такое наказание сыну. Она до сих пор не знает, жив он или нет.
– Нам нужно всем объединиться и покончить со смертным наказанием, – отметила она.
Впрочем, правозащитники слабо верят, что на самом деле возможно что-то сделать для отмены смертной казни в Беларуси,. Однако они продолжат информировать международную общественность о происходящем в стране.
– Мы по-прежнему живем в ситуации, когда выносятся смертные приговоры, когда людей расстреливают. Такие страшные человеческие трагедии, как взрыв в метро и сам процесс (по делу о теракте, – «С.»), которому большинство белорусов не поверили, заставляют общество задуматься, – отметил председатель Белорусского Хельсинкского Комитета Олег Гулак. – Надеюсь, что этот процесс приведет к отмене смертных приговоров. Но это не происходит быстро, не дается К сожалению, только трагедии заставляют человечество двигаться вперед. Но я надеюсь, что наше общество быстро сможет осознать, что смертный приговор – это издевательство над самим обществом, поскольку это делается и от его лица, от лица всей страны.
Для того, чтобы в Беларуси была отменена высшая мера наказаний, необходимо собрать инициативную группу, зарегистрировать ее и собрать с ее помощью 50 тысяч подписей. Однако такие группы, как показала практика, в Беларуси попросту не регистрируют. Однако есть и другой способ: для отмены смертных приговоров достаточно одного указа президента.
Алина Таряник
Салiдарнасць |