ICAED требует, чтобы расследование насильственных исчезновений во время Испанской Гражданской войны и режима Франко более не блокировалось. ICAED также требует компенсации для жертв и отмены закона по амнистии 1977 года.
24 января 2012 Высший суд Испании начал судебный процесс против судьи Гарсона. Он обвиняется в превышении своих полномочий, так как он принимал жалобы и инициировал расследования насильственных исчезновений и других грубых нарушений прав человека, которые имели место в Испании между 1936 и 1951 годами.
Расследования судьи Гарсон были связаны с преступлениями, относящимися к международному праву, которые также могут быть классифицированы как преступления против человечности, в случае если они практиковались повсеместно и систематически. Насильственно исчезновение — это длящееся преступление, для которого не существует предписаний, и виновные не должны иметь возможность воспользоваться амнистией.
В Испании закон No. 46/1977 от 15 октября 1977 предписывает ограниченную амнистию, которая применима только к преступлениям, совершенным с "политическим намерением". Этот законе не защищает тех, кто ответственен за преступления против человечности, совершенные до 15 декабря 1976.
Тем не менее, в 2008 году Комитет по Правам Человека ООН рекомендовал, чтобы Испания а) рассмотрела вопрос об отмене закона по амнистии 1977 года, б) приняла необходимые законодательные меры по обеспечению отмены срока давности за преступления против человечности национальными судами, в) обеспечила создание комиссии независимых экспертов по установлению исторической правды относительно нарушений прав человека, совершенных во время Гражданской войны и диктатуры, и г) позволила семьям эксгумировать и идентифицировать тела жертв, и, если применимо, выдала им компенсацию.
Тем временем, в 2009 году Комитет ООН Против Пыток рекомендовал Испании гарантировать непопадание актов пыток, включая преступления насильственных исчезновений, под закон об амнистии. Комитет также поощрил намерения испанского правительства к усилению его стараний в помощи семьям жертв определить судьбу пропавших людей, идентифицировать их и эксгумировать останки, в случаях когда это возможно. Комитет также неоднократно подчеркнул, что испанское правительство, в соответствии со статьей 14 Конвенции, должно обеспечить право на возмещение и компенсацию всем жертвам пыток.
Следует также отметить, что статься 18 Декларации по защите всех людей от насильственных исчезновений (1992) поясняет, что исполнители либо предполагаемые исполнители насильственных исчезновений не должны иметь возможность воспользоваться каким-либо законом по амнистии либо подобными средствами, которые будут иметь в качестве последствия невозможность применения к ним уголовного преследования или санкций.
Подобным образом, статья 24 параграф 6 Международной Конвенции по защите всех лиц от насильственных исчезновений (ратифицирована Испанией 24 сентября 2009) поясняет, что государства имеют обязательство продолжать расследования до тех пор, пока судьба исчезнувших людей не будет установлена.
В свете вышесказанного, закон No. 46/1977, будучи ошибочно интерпретирован Испанией, нарушает международные обязательства, взятые на себя испанским государством. Власти, которые распространяют действие закона No. 46/1977 на такие преступления международного права как насильственные исчезновения, противоречат рекомендациям многих международных правозащитных организаций.
Таким образом, если судья Гарсон будет наказан за действия по расследованию, которые соответствуют международным обязательствам Испании, это ослабит авторитет международных механизмов по защите прав человека, а также ограничит многочисленные жалобы против Испании в международных правозащитных институтах.
В этой связи, 8 февраля 2012 специальный докладчик ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов и Рабочая группа ООН по насильственным и недобровольным исчезновениям (UNWGEID) выразили свою глубокую озабоченность потенциальным эффектом судебных действий против судьи Гарсона.
Международная Коалиция Против Насильственных Исчезновений (ICAED) призывает Испанию исполнить свои международные обязательства и уважать право на справедливость, правду и компенсацию для тысяч жертв насильственных исчезновений во время Гражданской войны и правления Франсиско Франко и его семьи.
ICAED также желает подчеркнуть, что предполагаемые ошибочные юридические решения не должны стать основой для устранения судьи, не говоря уже о возбуждении против него уголовного дела.
В этом смысле, ICAED опять же повторяет, что в инициировании процедуры расследования жалоб, касающихся насильственных исчезновений, совершенных во время диктатуры, судья Гарсон действовал в полном соответствии с международными обязательствами Испании, ровно как и рекомендациями, неоднократно озвученными различными международными организациями.
|