Тема Беларуси снова стала одной из основных на Брюссельском Форуме.
Все последнее годы Беларусь на престижном Брюссельском форуме, собирающем политическую и экономическую элиту мира, неизменно представлял координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Андрей Санников. Однако кандидат в президенты Беларуси уже более года находится в заключении по обвинению в организации акций протеста против фальсификации выборов.
Из-за ареста Андрея Санникова второй год подряд на Форуме нашу страну представляли его сестра, Ирина Богданова, инициатор судебного преследования Лукашенко; руководитель Белорусского Свободного театра Наталья Коляда и глава фонда «Мы помним» Ирина Красовская.
В этом году в Брюссельском Форуме принимали участие Верховный представитель Евросоюза по внешней политике Кэтрин Эштон, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен, сенатор Джин Шахин, которая инициировала слушания по Беларуси в Сенате США, министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, заместитель премьер-министра, глава МИД Бельгии Дидье Рейндерс, главы МИД Украины и Болгарии Константин Грищенко и Николай Младенов, глава совета Центра по либеральным стратегиям Иван Крастев, бывший премьер-министр Ливии Махмуд Джабрил, бывший президент Ливана Амин Джемаль и другие.
На Форуме постоянно поднимался вопрос заключения ежегодного участника мероприятия Андрея Санникова. Тема Беларуси также звучала неоднократно.
«На панели по ситуации в Сирии нами была инициирована дискуссия по Беларуси в связи с поставками белорусского оружия в эту страну, — рассказала сайту charter97.org Наталья Коляда. — На этой панели выступал глава МИД Болгарии Николай Младенов. Мы спросили министра, на каком основании им были инициированы переговоры по вовлечению диктаторской Беларуси в европейские процессы, несмотря на то, что там пытают в тюрьмах политзаключенных и страна поставляет оружие в страны-изгои, включая Сирию. Младенов ответил, что он готов общаться с такими людьми как Лукашенко для того, чтобы спасти жизни политзаключенных. Тогда сестра Андрея Санникова Ирина Богданова рассказала, что после визита Младенова в Беларусь пытки в отношении политзаключенных были только усилены, в то время как экономические санкции со стороны ЕС не были введены только из-за пустого обещания Лукашенко освободить всех узников совести».
Тема Беларуси отдельно поднималась на панели «Восточноевропейские партнеры: движение на Запад, Восток и в никуда».
На этом заседании модератором был президент Проекта по переходным демократиям Брюс Джексон. Участниками дискуссии были министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, конгрессмен Майкл Тернер и Наталья Коляда.
«В связи с тем что в день приезда белорусской делегации были приняты санкции в отношении режима Лукашенко, мы поблагодарили за это баронессу Эштон, но объяснили, что ЕС должен идти до конца и включить жесткие механизмы, чтобы политзаключенные, наконец, вышли из тюрем. На вопрос Брюса Джексона, какие должны быть приняты санкции, мы отметили, что Европа должна осознать, что диктатура в Беларуси будет только ужесточаться, и ответом на это должны быть адекватные меры.
Нами была представлена программа действий мирового сообщества в отношении Беларуси:
1. Нельзя говорить, что могут быть лимиты того, что уже сделано в отношении белорусского режима. Необходимо нарушать границы и правила. Как говорил Вацлав Гавел: «Политика - это искусство невозможного».
2. Действовать нужно вовремя. В январе 2011 года Кэтрин Эштон сказала, что принятие жестких санкций в отношении режима в Беларуси со стороны Евросоюза, по примеру американских, — дело нескольких дней. Мы приветствуем те санкции, которые были приняты, но они были приняты только спустя 13 месяцев и не в том объеме. Если бы они были приняты вовремя, все политзаключенные были бы на свободе, можно было бы избежать теракта в метро и два человека не были бы расстреляны.
3. Ни в коем случае нельзя думать ни о каком диалоге или вовлечении власти в сотрудничество с ЕС до момента выхода всех политзаключенных из тюрем и их полной реабилитации.
4. Устойчивые и старые демократии (такие как Германия, Великобритания, Франция) должны объяснять новым европейским демократиям (таким как Литва, Латвия, Болгария и Словения), что постройка одной гостиницы в Беларуси не стоит жизни политзаключенных.
5. Нужно думать глобально. Если Беларусь поставляет оружие в Сирию и Иран, ее нельзя рассматривать в отрыве от мирового процесса.
6. В это же время необходимо принять решение о выдаче белорусам бесплатных виз в ЕС, чтобы у них была возможность сравнить, что лучше: движение на Восток или на Запад, и ощущать поддержку Европы на этом минимальном уровне.
7. Если вы думаете, что сделали все возможное в отношении Беларуси, спросите у себя: тела похищенных оппозиционеров найдены? Смертная казнь отменена? Политзаключенные вышли из тюрем?
8. Если Европа хочет позиционировать себя Союзом, который достаточно амбициозен, чтобы решать проблемы Сирии или Ирана, для начала она должна решить белорусский вопрос.
Говоря о санкциях, мы также отмечали как один из вариантов дальнейшего усиления давления на белорусские власти — ввести эмбарго на нефтепродукты и отозвать белорусских послов из европейских столиц», — рассказала Наталья Коляда. |