«Европейский суд по правам человека осудил Россию за насильственные исчезновения двух мужчин в 2006 году в Чечне и одного в 2007 году в Дагестане», сообщают «Правовая инициатива по России» и ее московский партнер организация «Астрея».
Заявителей по делу Умаевы против России представляла в суде «Правовая инициатива по России». Они приходятся близкими родственниками Виджи Умаеву и Тимуру Межидову, которые исчезли после задержания в селе Яраш-Марды, Чечня, в июле 2006 года. ПЦ «Мемориал»/ EHRAC представлял в суде заявителей по делу Умаровы против России. Это отец и сестра Рамазана Умарова, который был арестован в Махачкале, Дагестан, в апреле 2007 года и впоследствии исчез.
14 июля 2006 года Виджа Умаев, его мать и Тимур Межидов ехали на машине, когда их остановили недалеко от села Яраш-Марды трое чеченских военнослужащих. Они сели в этот автомобиль и уехали, оставив мать Виджи на дороге. Заявители незамедлительно сообщили о задержании их родственников властям Шатойского района и сказали, что Виджа и Тимур были похищены военнослужащими батальона «Восток», также известными как "ямадаевцы".
Примерно через десять дней после похищения заявители встретились с сотрудником ГРУ, который провел их на военную базу в селе Борзой, Чечня. Там они встретились с полковником ГРУ командующим 921-го полка по фамилии Раджабов. Полковник подтвердил, что Виджа находился на военной базе. В ноябре 2006 года тот же сотрудник ГРУ в обмен на 50 000 рублей (около 1 700 долларов) сообщил заявителям информацию о том, что Виджа и Тимур были расстреляны и похоронены в одном из трех братских захоронений в селе Борзой.
Официальным расследованием по факту похищения Виджи и Тимура было установлено, что полковник Раджабов находился в сговоре с двумя другими военнослужащими батальона «Восток» с целью похищения двух человек, и через шесть месяцев после похищения он был объявлен в федеральный розыск. Однако в ходе расследования не было никакого серьезного прогресса и многие важные следственные действия не были проведены. Правительство отказалось предоставить в суд какие-либо документы из материалов уголовного дела.
Дело Умаровых касается исчезновения Рамазана Умарова, который был арестован вместе с двумя другими мужчинами, которым впоследствии было предъявлено обвинение в незаконном хранении огнестрельного оружия. Рамазан гостил у двух мужчин в их квартире в Махачкале, где он пытался скрыться от преследования со стороны органов власти города Киров, Дагестан, которые угрожали посадить Рамазана за решетку. Заявители получили информацию, что их сын находился в Гудермесе, Чечня, но вскоре его след был потерян. Расследование по делу об исчезновении неоднократно приостанавливалось в связи с неустановлением виновных.
В своем единогласном постановлении Европейский суд решил, что:
Право на жизнь было нарушено в отношении Виджи Умаева, Тимура Межидова и Рамазана Умарова (Статья 2 Европейской конвенции о правах человека);
— Российские власти не провели эффективного расследования по указанным нарушениям (Статья 2);
— Отношение российских государственных органов к жалобам заявителей представляет собой бесчеловечное обращение (Статья 3);
— Виджа Умаев, Тимур Межидов и Рамазан Умаров были незаконно лишены свободы (Статья 5);
— Заявители не имели доступа к эффективным средствам правовой защиты от этих нарушений (Статья 13 в связи со Статьей 2 Конвенции).
Заявителям по обоим делам была присуждена компенсация за моральный ущерб в размере 180.000 евро. |