Киевский суд приговорил экс-начальника департамента наружного наблюдения МВД Украины Алексея Пукача к пожизненному заключению за убийство оппозиционного журналиста Георгия Гонгадзе. По словам осужденного, приказ устранить Гонгадзе он получил от главы МВД Украины Юрия Кравченко, который покончил с собой в 2005 году. Упоминаний об экс-президенте Леониде Кучме или бывшем спикере Верховной рады Владимира Литвине, которых соратники Гонгадзе считают замешанными в убийстве, в обвинительном приговоре не было.
Печерский райсуда Киева признал бывшего начальника департамента наружного наблюдения МВД Украины Алексея Пукача виновным в убийстве журналиста Георгия Гонгадзе и проговорил его к пожизненному заключению. Пукач признался в суде, что собственноручно убил журналиста, но настаивал на непредумышленном характере преступления.
«Подсудимый доказывал, что убийство произошло в результате несчастного случая. Он утверждал, что из-за занимаемой должности владел информацией о том, что действия журналиста вредят государству и что он является иностранным шпионом. Пукач заявил, что не имел намерения убивать Гонгадзе, но во время его избиения и издевательств не мог оценить значимость своих действий », — заявил во время оглашения приговора судья Андрей Мельник.
При этом ранее Пукач говорил, что получил приказ похитить и убить журналиста от экс-министра МВД Украины Юрия Кравченко. В приговоре упоминается, что подсудимый не собирался, однако, убивать Гонгадзе, а похищение не было похищением: журналиста открыто пригласили в служебный автомобиль, однако повезли в лес, чтобы запугать Гонгадзе и получить от него информацию, не занимается ли он шпионской деятельностью. При этом Пукач заявил, что ремень журналисту на шею он набросил также для того, чтобы напугать, а не убивать. Смерть основателя ведущей независимой газеты «Украинская правда» была случайностью: ремень соскользнул и сломал шею Гонгадзе, объяснял Пукач, тогда уж ему пришлось отделить голову от тела, чтобы скрыть следы преступления, и захоронить тело.
В первых своих признательных показаниях Пукач рассказал, что, после того как он и его подельники, бывшие сотрудники департамента внешнего наблюдения и криминальной разведки МВД Валерий Костенко, Николай Протасов и Александр Попович, убили в лесу под Киевом похищенного ранее в тот же день Гонгадзе, уже на следующий день он отправился к Кравченко с отчетом. В кабинете министра уже находились тогдашний глава президентской администрации Владимир Литвин, замглавы МВД Николай Джига и глава аппарата министерства Эдуард Фере. Тогда Пукач пересказывал следствию адресованные Литвину слова Кравченко: «Это тот самый парень, начальник нашей разведки, который вывез и убил Гонгадзе». На это якобы Литвин ответил: «Я это очень хорошо знаю». «Мы преданы президенту и исполним любой его приказ», — вновь обратился к Литвину министр. «И Литвин все при этом кивал головой», — цитировал журналистам рассказ Пукача журналист Алексей Подольский, признанный по этому делу потерпевшим и получивший доступ к материалам дела.
Впоследствии, правда, Пукач от своих показаний, в которых фигурировали Литвин (до 2012 года занимавший пост спикера Верховной рады) и руководители МВД, отказался. Очная ставка его с Литвином в августе 2010 года также ничего не дала, а все упоминания о высших руководителей государства из текста приговора в конечном итоге исчезли.
В ходе расследования Пукач не признавал, что совершал противоправные действия при проведении оперативно-разыскных мероприятий, каким считал похищение Гонгадзе, поскольку, по его словам, речь шла о безопасности государства и высших должностных лиц, фигурировавших в критических статьях Гонгадзе, отметил судья.
Как передают информагентства, Пукач выслушивал свой приговор молча, не выпуская из рук молитвенник.
Адвокат вдовы погибшего и его матери Валентина Теличенко заявила журналистам, что будет подавать апелляцию на приговор, в котором не нашел отражения «заказной характер преступления»: «Кроме карьерных побуждений, которые имели место в действиях Пукача, был мотив выполнить заказ (на убийство). Меня удивляет, что суд признал доказанным наличие указания Пукачу от Кравченко и одновременно не увидел заказной характер убийства». «Сначала он говорил, что был приказ «убить, сжечь, закопать», рассказывал, что они брали канистру с бензином, а затем начинает рассказывать, что не хотел убивать, а нажал на хрящ и Гонгадзе оказался мертвым. При этом другие свидетели говорят совсем другое», — цитирует адвоката украинское «Независимое бюро новостей».
Расследование дела об убийстве Георгия Гонгазде, в котором в качестве возможного обвиняемого фигурировал бывший президент Украины Леонид Кучма, продолжалось почти 10 лет. Георгий Гонгадзе был похищен и убит 17 сентября 2000 года. В ноябре 2000 года в лесу под Киевом милиция обнаружила обезглавленное тело, в котором родственники опознали Гонгадзе.
Сразу после этого были обнародованы записи, якобы сделанные охранником Леонида Кучмы Николаем Мельниченко в кабинете президента Украины. На записи голос, похожий на голос Кучмы, приказал тогдашнему главе МВД Юрию Кравченко «разобраться» с «этим грузином». Три года спустя, когда следствие, которое официально взял под свой контроль президент Кучма, пришло к выводу, что за похищением стоит именно Пукач — оперативную разработку и слежку за Гонгадзе вели именно его сотрудники, ситуация быстро вышла из-под контроля. Выписавший ордер на арест Пукача генпрокурор Святослав Пискун и его зам Виктор Шокин были отправлены Кучмой в отставку, а Пукач, обвиненный на тот момент только в злоупотреблении властью и арестованный, был выпущен на свободу под подписку о невыезде, но вскоре освобожден от всех обвинений и отправлен на пенсию. Следственная группа по делу Гонгадзе была вскоре расформирована, и к этому делу вернулись только после победы «оранжевой революции».
В отношении Пукача вновь было возбуждено уголовное дело, но, поскольку генерал милиции к тому времени уже пустился в бега, арестовать его удалось только в июле 2009 года после нескольких лет розысков — отрастивший бороду Пукач разводил коров в Житомирской области
В ходе слушания своего дела бывший милицейский генерал отказался признавать, что когда-либо встречался лично с Леонидом Кучмой, и знает о его причастности к убийству только со слов Юрия Кравченко, который на тот момент уже был мертв.
Экс-министр Кравченко, основной фигурант в деле Гонгадзе, покончил с собой 4 марта 2005 года, накануне допроса в Генпрокуратуре, возобновившей расследование убийства журналиста после «оранжевой революции», приведшей к власти на Украине оппозицию.
15 марта 2008 года трое подчиненных Пукача, Валерий Костенко, Николай Протасов и Александр Попович, были признаны виновными в убийстве Гонгадзе и получили от 12 до 13 лет тюрьмы.
Скандальные записи о заказе на убийство Гонгадзе со стороны высшего руководства страны много раз исследовались украинскими и зарубежными экспертами, но каждый раз различные процедурные формальности мешали прокуратуре возбудить дело на их основании.
В 2010 году генпрокуратура провела очередную официальную экспертизу записей, которая подтвердила подлинность голосов Кучмы, Кравченко и тогдашнего главы президентской администрации Владимира Литвина, что послужило основанием для возбуждения уголовного дела против экс-президента. Однако в октябре 2011 года Конституционный суд Украины посчитал записи, полученные в результате прослушки, не регламентированной законодательством об оперативно-разыскной деятельности, недопустимым доказательством. В декабре того же года Печерский суд Киева на этом основании отменил постановление прокуратуры о возбуждении уголовного дела.
Таким образом Пукач остался единственным фигурантом дела об убийстве Гонгадзе. Слушания по делу начались в апреле позапрошлого года, суд велся в закрытом режиме.
Суд лишил Пукача звания генерал-лейтенанта и обязал выплатить вдове Гонгадзе 500 тыс. гривен. Еще 100 тыс. гривен Пукач заплатит журналисту Алексею Подольскому, которого суд признал потерпевшим — его похитили и избили.
Алиса Штыкина
http://www.gazeta.ru/ |