Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч - 2006. Беларусь

 

версия для печати

30.01.06

На фоне волны массовых демократических выступлений в Грузии, на Украине и в Киргизии белорусские власти сосредоточились на том, чтобы не допустить повторения аналогичных событий на президентских выборах 2006 г. Александр Лукашенко продолжал линию на усиление своей власти и подавление СМИ, оппозиции и правозащитников.

 

Политические свободы

После того как по итогам сомнительного референдума в октябре 2004 г. президент А.Лукашенко получил формальное право баллотироваться на третий срок, и власть, и оппозиция стали готовиться к президентским выборам в марте 2006 г. Правительство продолжало преследовать активистов оппозиции, зачастую — по надуманным основаниям. В декабре 2004 г. один из ведущих оппозиционных политиков Михаил Маринич получил пять лет лишения свободы за якобы хищение компьютерной техники, принадлежавшей возглавляемой им же НПО «Деловая инициатива». Это дело вызывало широкую критику как политически мотивированное, поскольку ни сама НПО, ни предоставившее оборудование посольство США не заявляли никаких претензий. В марте Маринич перенес в заключении инсульт, который, по словам родственников, стал результатом лишения Маринича возможности лечиться от гипертонии. В конце месяца срок наказания был сокращен до трех с половиной лет; по общей амнистии в августе срок был сокращен еще на год.

15 мая за попытку дачи взятки должностному лицу был арестован Сергей Скребец — бывший сторонник президента, перешедший на сторону оппозиции. Сам Скребец отрицал свою вину, настаивая на политической подоплеке дела, и дважды объявлял голодовку, в результате чего в сентябре был госпитализирован. Суд должен был начаться в ноябре.

Активисты оппозиции по-прежнему подвергались штрафам и лишению свободы за организацию пикетов и митингов. 24 февраля в Минске бывший депутат Верховного совета Сергей Антончик был оштрафован на эквивалент 1600 долл. США за организацию несанкционированного собрания на частной квартире. Как представляется, ему не удалось найти другого помещения для проведения собрания основанной им гуманитарной организации. 31 мая в Минске за участие в организации демонстраций оппозиции в октябре 2004 г. Николай Статкевич и Павел Северинец получили по три года принудительных работ (по августовской амнистии сроки были сокращены на год). 10 июня оппозиционный политик Андрей Климов получил полтора года принудительных работ за организацию демонстрации 25 марта.

В апреле Верховный суд вынес решение о ликвидации Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ), пользовавшегося репутацией объективного социологического центра. По мнению наблюдателей, этот шаг был предпринят властями в рамках подготовки к «информационному обеспечению» президентских выборов 2006 г.

В октябре 2005 г. на созванном оппозицией Конгрессе демократических сил примерно 800 делегатов избрали кандидатом в президенты Александра Милинкевича. Ранее не принимавший участия в политике, он работал в неправительственном секторе, в том числе возглавлял гродненский ресурсный центр НПО «Ратуша», закрытый властями в 2003 г. за наличие полиграфического оборудования без издательской лицензии.

 

Свобода СМИ

Продолжалось давление властей на независимые СМИ. В сентябре 2005 г. было прекращено распространение независимой газеты «Народная воля» и расторгнуты типографские договоры, в результате чего газета, как и другие независимые белорусские издания, была вынуждена печататься в российском Смоленске. Ранее «Народная воля» по июльскому иску одного из политиков пыталась выплатить огромную по белорусским меркам сумму компенсации — 50 тыс. долл. США. Отказ в доступе к услугам государственной сети распространения привел к существенному снижению тиража и рентабельности газеты.

24 марта милиция ворвалась в квартиру главного редактора независимой газеты «Згода» Алексея Кароля: перед этим его газета опубликовала несколько коллажей с А.Лукашенко. Были изъяты связанные с этим материалы, самому Каролю и его заместителю Александру Сдвижкову было предъявлено обвинение в публичном оскорблении Президента. Суд признал обоих виновными и оштрафовал каждого на 1,5 тыс. долл. США.

18 октября 2005 г. в своей квартире был убит Василь Гродников — независимый журналист, в течение семи лет публиковавший общественно-политические статьи в «Народной воле». Годом ранее была убита журналист газеты «Солидарность» Вероника Черкасова — автор статей о преступности, религии и серии материалов «КГБ все еще следит за тобою». На момент сдачи настоящего доклада в печать следствие по обоим делам продолжалось. Остается неясным, в какой мере эти убийства были связаны с профессиональной деятельностью.

 

Вмешательство в деятельность НПО

Власти по-прежнему вмешивались в работу неправительственных организаций. В 2005 г. одной из главных мишеней был Союз поляков Беларуси. Объединяющий, по оценкам, примерно 10 тыс. поляков из 400-тысячной польской общины, СПБ является крупнейшей белорусской НПО, издает еженедельную газету «Глос з-над Немна» и, по сведениям, финансируется польским правительством. В марте власти аннулировали результаты съезда СПБ, избравшего председателем Анжелику Борис, настаивая на том, что легитимным лидером должен оставаться прежний председатель — лояльный, как утверждали, правительству, Тадеуш Кручковски. Власти также препятствовали выходу еженедельника и печатали подложные выпуски с критикой в адрес Борис и ее сторонников. Шесть журналистов, публично протестовавших против произвола, были оштрафованы. Ситуация обострилась 27 июля, когда ОМОН захватил офис СПБ и изгнал оттуда нового председателя, место которого на следующий день под охраной омоновцев занял Кручковски.

 

Правозащитная деятельность

Белорусский Хельсинкский комитет и другие правозащитные организации оставались объектом преследований. В ноябре 2004 г. прокуратура возбудила уголовное дело в отношении адвоката БХК Гарри Погоняйло за якобы клевету на А.Лукашенко и других высших чиновников в интервью шведскому ТВ, где Погоняйло обвинил их в причастности к «исчезновениям» лидеров оппозиции. Через несколько месяцев дело было закрыто. В январе, после заявлений Минюста о выявлении нарушений в уставе и при регистрации регионального офиса, БХК был вынужден свернуть свою региональную сеть.

 

Судьба «исчезнувших»

Судьба и местонахождение жертв «исчезновений» периода 1999-2000 гг. — Виктора Гончара, Юрия Захаренко, Анатолия Красовского и Дмитрия Завадского в 2005 г. оставались неизвестными. Власти враждебно реагировали на попытки родственников четверых «пропавших» получить какой-либо ответ. 7 июля сотрудник ОМОНа при разгоне пикета, посвященного пятилетней годовщине «исчезновения» Дмитрия Завадского, ударил кулаком в лицо его жену Светлану. Женщина была госпитализирована с сотрясением мозга. Ход официального расследования по-прежнему оставлял много вопросов о причастности государства к «исчезновению» и возможной внесудебной казни всех четверых.

 

Ключевые международные игроки

Евросоюз и США продолжали резко критиковать Минск за авторитаризм и сохраняли введенный в сентябре 2004 г. запрет на въезд для высших чиновников. 29 сентября 2005 г. Европарламент решительно осудил «неизбирательные нападки» на оппонентов режима А.Лукашенко, в том числе в связи с действиями властей в отношении Союза поляков Беларуси, а также отказ правительства дать согласие на поездку в страну европарламентариев в августе с миссией по установлению фактов.

С другой стороны, Евросоюз и США продолжали оказывать финансовую поддержку гражданскому обществу в Белоруссии. В сентябре ЕС объявил о начале проекта стоимостью 2 млн. евро по организации со своей территории независимого телерадиовещания на Белоруссию. Стратегический план американского Агентства международного развития на 2003-2005 гг. предусматривал поддержку независимых СМИ, НПО и демократически ориентированных организаций. В апреле USAID приступило к реализации двухлетнего проекта по борьбе с торговлей людьми с бюджетом 1 млн. долл. США.

Отношения Минска с Чешской Республикой и Польшей сопровождались дипломатическими скандалами. В ответ на критику со стороны Варшавы в связи с вмешательством белорусских властей в дела Союза поляков Минск обвинил Польшу во вмешательстве во внутренние дела Белоруссии и выслал из страны польского дипломата. На следующий день Польша ответила тем же, а впоследствии отозвала из Минска своего посла. 21 января из Беларуси был выслан чешский дипломат Павел Крживоглавы, обвиненный в сексуальных связях с подростками. По белорусскому государственному ТВ была показана видеозапись, на которой Крживоглавы целовал молодых людей в кафе, однако сюжет сопровождался резкой критикой поддержки Прагой белорусских демократических НПО и оппозиционных сил, что давало основания усматривать в скандале политические мотивы. Чешское правительство в ответ выслало белорусского дипломата.

Присутствие ОБСЕ в Минске оставалось важным фактором мониторинга приверженности Белоруссии принципам Организации. ОБСЕ выступала с критическими заявлениями по фактам преследования оппозиционных политиков и независимых СМИ. В апреле ОБСЕ выражала сожаление с связи с закрытием Независимого института социально-экономических и политических исследований.

Правительство по-прежнему отказывалось допустить в страну спецдокладчика ООН по Беларуси Адриана Северина. Вместо этого ему пришлось совершить поездку по Польше, Латвии и Литве, где он обсуждал ситуацию с правами человека в Белоруссии с организациями и парламентариями. В апреле Комиссия ООН по правам человека приняла очередную резолюцию, в которой высказывалась резкая критика правозащитной практики белорусских властей, а мандат спецдокладчика продлевался еще на год. В документе, среди прочего, выражалась «глубокая озабоченность» заявлениями о причастности высокопоставленных чиновников к «насильственным исчезновениям и/или внесудебным казням» четырех лиц в 1999-2000 гг., а также «постоянными сообщениями о случаях притеснения и закрытия" НПО, независимых СМИ и политической оппозиции.