Правительство продолжало ограничивать свободу слова и мирных собраний. Активисты оппозиции подвергались произвольному задержанию и, согласно поступившим сведениям, жестокому обращению. Некоторых из них приговорили к длительным срокам лишения свободы за то, что они воспользовались своим правом на выражение мнения. Правозащитников и гражданские общественные организации преследовали; вводились новые ограничения на их деятельность. Расследование четырех случаев «исчезновения» людей не увенчалось успехом. По-прежнему применялась высшая мера наказания.
Краткая справка
Подавление гражданского общества и свободы слова правительством по-прежнему беспокоит международное сообщество. В феврале страну посетил представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по вопросам свободы средств массовой информации. Он осудил ограничительное законодательство о СМИ, отсутствие независимых средств массовой информации, а также законы, криминализирующие клевету и защищающие должностных лиц от законной критики. 10 марта Европарламент принял резолюцию, в которой решительно осудил преследование деятелей оппозиции. Резолюция призывала приложить усилия по преодолению изоляции Беларуси посредством создания альтернативных источников информации и предоставления белорусским студентам стипендий для обучения в странах Евросоюза.
Узники совести
Людей, выступавших с критикой в адрес властей, приговаривали к лишению свободы; а осужденные ранее - продолжали отбывать длительные сроки тюремного заключения за выражение несогласия с политикой правительства. Некоторым заключенным сократили срок по амнистии, объявленной Президентом Лукашенко 5 мая в связи с 60-летием Победы во Второй мировой войне.
Лидеру оппозиции Михаилу Мариничу, приговоренному 20 декабря 2004 года к пяти годам заключения, в феврале сократили срок наказания до трех с половиной лет. Он был осужден по сфабрикованным обвинениям в злоупотреблении служебным положением и хищении имущества. Апелляционный суд удовлетворил апелляцию Маринича, приняв во внимание его заслуги перед отечеством и ухудшение состояния здоровья. 7 марта Маринич перенес инсульт, но власти не сообщили об этом ни его семье, ни адвокату. Те узнали о болезни Маринича лишь когда на свободу вышел его сокамерник, рассказавший об этом газете. 15 марта Маринича перевели в тюремную больницу в Минске; обратно в колонию он вернулся 18 мая. В июле он был снова госпитализирован с заболеванием глаз. В августе по майской амнистии срок его наказания был сокращен еще на один год.
31 мая председатель Белорусской социал-демократической партии «Народная Грамада» Николай Статкевич и возглавляющий молодежное движение «Молодой фронт» Павел Северинец судом Центрального района г. Минска были приговорены к трем годам исправительных работ. Их обвиняли в посягательстве на общественный порядок (статья 342 Уголовного кодекса) за организацию митинга протеста в Минске. Оппозиционеры возмущались нарушениями в ходе парламентских выборов в октябре 2004 года, а также в ходе референдума, по результатам которого Президент Лукашенко получил право увеличить допустимое количество президентских сроков (которое ранее ограничивалось двумя). Сразу после вынесения приговора, срок наказания был смягчен до двух лет по майской амнистии.
10 июня Андрей Климов (видный деятель политической оппозиции, в прошлом бизнесмен) за организацию акций протеста 25 марта был приговорен к полутора годам «ограничения свободы» по обвинению в нарушении общественного порядка. Он начал отбывать наказание в сентябре. При силовом разгоне милицией мартовской демонстрации пострадали многие участники. Демонстрация проводилась в честь Дня Свободы - годовщины создания в 1918 году Белорусской Народной Республики. 28 марта 24 участника митинга были приговорены к аресту сроком от трех до пятнадцати суток за административные правонарушения.
Новые сведения
5 августа Юрий Бандажевский по майской амнистии был условно-досрочно освобожден из колонии, отбыв четыре из назначенных ему восьми лет лишения свободы. В июне 2001 года суд признал бывшего ректора Гомельского государственного медицинского института виновным во взяточничестве. Между тем «Международная Амнистия» полагает, что в действительности его осудили за критику, которой он подверг реакцию официальных властей на взрыв ядерного реактора в Чернобыле в 1986 году. Оказавшись на свободе, Бандажевский обязан подчиняться ряду ограничений - например, регулярно уведомлять милицию о своем местонахождении и не заниматься какой-либо организаторской или политической деятельностью. Кроме того, чтобы получить разрешение на выезд за границу, он должен был заплатить штраф в размере 35 миллионов белорусских рублей (17 тысяч долларов США) - сумму, которую он якобы получил в виде взяток.
Ограничение свободы выражения слова
Оппозиция подвергалась нападкам, звучали угрозы в ее адрес. Митинги протеста против отказа властей расследовать «исчезновение» четырех человек (широко распространено мнение о том, что они были убиты спецслужбами) подавлялись правоохранительными органами с применением чрезмерной силы.
Молодежное оппозиционное движение «Зубр» с января по декабрь зафиксировало 417 случаев преследования членов движения, включая временное задержание. Три члена «Зубра» за свою политическую деятельность были исключены из образовательных учреждений.
В апреле бойцы отряда милиции особого назначения (ОМОН) избили и задержали участников мирной демонстрации, приуроченной к 19-й годовщине взрыва ядерного реактора в Чернобыле. По сообщениям, 14-летнего подростка втаскивали в милицейский фургон с такой силой, что связки на его руке оказались порваны. Кроме того, ему угрожали за ношение футболки с лозунгом «Освободите Маринича».
7 июля милиция разогнала демонстрацию, устроенную в годовщину «исчезновения» в 2000 году телевизионного оператора Дмитрия Завадского. По сообщениям, его жену, Светлану Завадскую, ударил по лицу боец ОМОНа.
16 сентября милиция предприняла попытку разогнать демонстрацию, устроенную в годовщину «исчезновения» в 1999 году лидеров оппозиции Виктора Гончара и Анатолия Красовского. Сообщалось об избиении пятерых демонстрантов из «Зубра». Одному из них - Миките Сасиму - была оказана медицинская помощь в связи с травмой головы.
Правозащитники
Правозащитные организации, работа которых и без того чрезвычайно затруднена различными бюрократическими требованиями о регистрации, а также противоречивыми предписаниями, столкнулись с новыми преградами в своей деятельности. В 2005 году Национальное собрание приняло множество поправок к законам об общественных организациях и политических партиях, которые еще больше усилили госконтроль за неправительственными организациями. В июле президентский декрет ограничил финансовую поддержку, которую такие организации могли получить от белорусских организаций и источников финансирования. В августе в соответствии с поправкой президентского Декрета от 22 октября 2003 года была запрещена международная финансовая поддержка любой деятельности, «направленной на изменение конституционного строя Беларуси, свержение государственной власти, вмешательство во внутренние дела Республики Беларусь, или поощрение совершения таких действий».
В апреле Белорусский хельсинкский комитет - последняя сохранившая регистрацию правозащитная организация - подал заявку на освобождение от уплаты налогов с финансовой помощи, оказанной Международной хельсинкской федерацией. В июне организации сообщали, что заявка не может быть удовлетворена, поскольку подобное финансирование идет вразрез с президентским декретом о принятии иностранной финансовой поддержки.
В июле трех известных членов Союза поляков Беларуси - Андрея Почобута, Юзефа Пожецкого и Мечислава Яскевича - за протест против вмешательства государства в деятельность Союза приговорили к административному аресту от 10 до 15 суток. Затем милиция захватила штаб-квартиру организации. Все трое обвинялись в «участии в незаконном протесте» и «неповиновении милиции». Власти отказались признать снятие с выборов проправительственных кандидатов на пост лидера Союза.
Смертная казнь
Официальных статистических данных о применении смертной казни в Беларуси не издается. Согласно правозащитной группе «Вясна», в 2005 году приведен в исполнение, по крайней мере, один смертный приговор.
В июле заместитель руководителя администрации президента сказал, что вопрос об отмене смертной казни может быть рассмотрен «как только для этого будут созданы подходящие социально-экономические условия». Несмотря на это утверждение властей, не было сделано никаких шагов для отказа от применения исключительной меры наказания.
|