РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
Глава государства: Александр Лукашенко
Глава правительства: Сергей Сидорский
Смертная казнь: сохраняется
Численность населения: 9,6 млн чел.
Средняя продолжительность жизни: 68,7 года
Смертность детей в возрасте до 5 лет (м/ж): 20/14 на 1000
Уровень грамотности взрослого населения: 99,6%
Правительство продолжало подавлять гражданское общество. Судебному преследованию подвергались любые формы общественной деятельности, не санкционированные государством, в том числе и отправление религиозных обрядов. Попиралась свобода слова, собраний и объединений. Оппозиционеров приговаривали к длительным срокам лишения свободы за мирное выражение собственного мнения. Активистов преследовали и за незначительные правонарушения назначали им административные наказания в виде штрафов или краткосрочных задержаний. Правозащитные и оппозиционные организации сталкивались с большими сложностями при регистрации. Активистов преследовали в судебном порядке за ведение деятельности от имени незарегистрированных организаций. Беларусь оставалась единственной страной в Европе, где смертные приговоры
по-прежнему приводились в исполнение.
Внимание международного сообщества
В декабре Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, где осуждаются нарушения прав человека в Беларуси и среди прочего содержится призыв освободить всех задержанных по политическим делам, прекратить судебное преследование, притеснение и запугивание политических оппонентов и правозащитников, соблюдать право на свободу слова, объединений и собраний и уважать право на свободу вероисповедания и убеждений.
Свобода слова
Критиков политики правительства приговаривали к длительным срокам лишения свободы; за решёткой оставались и лица, приговорённые ранее к длительным срокам заключения за высказывание собственного мнения. Кандидат в президенты на мартовских выборах 2006 года Александр Козулин продолжал отбывать наказание в соответствии с вынесенным в 2006 году приговор к пяти с половиной годам лишения свободы за «хулиганство» и «организацию групповых действий, нарушающих общественный порядок». Александр Козулин выражал несогласие с ходом проведения выборов, которые ОБСЕ называла нечестными.
* 25 марта во время мирных демонстраций, посвящённых Дню воли, которые прошли по всей стране, были задержаны от 50 до 60 человек. День воли - годовщина создания в 1918 году Белорусской народной республики - не является официально признанным праздником, но отмечается оппозицией. Большинство задержанных впоследствии приговорили к административному аресту на срок до 15 суток. Как стало известно, разгоняя демонстрантов с Октябрьской площади в столице, Минске, милиция пустила в ход кулаки и дубинки. Тринадцатого марта задержали двоих организаторов: Винцука Вячорку и Вячеслава Сивчика. Винцука Вячорку обвинили в том, что он ругался матом. Вячеслава Сивчика вначале задержали из-за сходства с известным преступником, а позже обвинили в том, что он мочился на улице. Оба политика всё отрицают. В ходе двух разных судов, состоявшихся 4 апреля, обоих признали виновными в мелком хулиганстве, однако суд не наложил на них штрафы и не оставил под стражей, так как счёл правонарушения «незначительными».
Свобода объединений
Правозащитные и оппозиционные организации сталкивались со значительными препятствиями при попытках получить государственную регистрацию и неоправданно жёстким надзором за своей деятельностью. Вынесено много обвинительных приговоров по статье 193-1 Уголовного кодекса. Данная статья пополнила Уголовный кодекс в декабре 2005 года. В ней объявляется незаконной любая деятельность от имени закрытых или незарегистрированных организаций, независимо от рода такой деятельности. В 2007 году статья применялась практически исключительно против участников молодёжного оппозиционного движения «Молодой фронт». «Молодой фронт» четыре раза обращался за регистрацией, но каждый раз получал отказ.
* 29 мая пятерых членов «Молодого фронта»: Анастасию Палажанку, Бориса Горецкого, Олега Корбана, Дмитрия Федорука и Алексея Янушевского - признали виновными в «создании либо участии в деятельности незарегистрированной организации». На четверых обвиняемых наложили штраф, а пятому члену группы вынесли официальное порицание. Четвёртого сентября ещё двух членов организации, Ивана Шило и Анастасию Азарку, в ходе двух разных процессов признали виновными в том же правонарушении. Анастасию Азарку оштрафовали, а в случае с Иваном Шилом суд не наложил никаких взысканий. Прошёл процесс над одним из руководителей «Молодого фронта» Дмитрием Дашкевичем, продолжающим отбывать вынесенный в 2006 году приговор к полутора годам лишения свободы по статье 193-1. Девятого ноября его осудили за отказ давать показания в качестве свидетеля и приговорили к выплате штрафа. Обвинения связаны с расследованием, которое милиция проводила в отношении Ивана Шила.
* 24 июля Комитет ООН по правам человека постановил, что роспуск в 2003 году правозащитной организации «Весна» представлял собой нарушение права на объединение и что этой организации должен быть возмещён причинённый ей ущерб, включая перерегистрацию и выплату компенсации. Двадцать третьего июля члены «Весны» подали заявление о перерегистрации, однако 28 августа они получили отказ, мотивированный, среди прочего, тем, что 20 из 69 основателей привлекались к ответственности за административные правонарушения. Двадцать шестого октября попытка организации обжаловать это решение закончилась неудачей.
Смертная казнь
В Беларуси сохраняется смертная казнь в качестве наказания за «предумышленное убийство при отягчающих обстоятельствах» и ещё за 12 других видов преступлений. Официальные статистические данные о количестве казней, проведённых за рассматриваемый период, отсутствуют. Казни осуществляются выстрелом в затылок, и родственники не получают официального уведомления ни о дате смерти, ни о месте захоронения тела. Согласно сообщениям СМИ, 22 мая Верховный Суд вынес смертный приговор Александру Сергейчуку за совершение шести убийств и других преступлений. По некоторым данным, его казнили в ноябре, однако точная дата смерти и место погребения неизвестны.
Девятого октября Сергея Морозова и Игоря Данченко приговорили к смертной казни за серию убийств, совершённых в Гомельской области. Ранее их уже приговаривали к смерти в декабре 2006 года вместе с Валерием Горбатым. Шестнадцатого ноября, комментируя принятую накануне резолюцию ООН о введении всемирного моратория на смертную казнь, министр внутренних дел сказал журналистам, что ещё не время вводить мораторий в Беларуси.
Дискриминация
Религиозные общины продолжали сталкиваться с ограничениями. Согласно закону 2002 года «О религии», носящему ограничительный характер, лишь зарегистрированные общенациональные религиозные объединения имеют право организовывать в Беларуси монастыри, миссии и образовательные учреждения, а также приглашать иностранных граждан для молений и совершения других религиозных обрядов. Для проведения богослужений в зданиях нерелигиозного назначения требуется официальное согласие властей. В то же время ряду юридических лиц, которые не имеют собственной недвижимости, в частности, протестантским церквям, становилось всё труднее снять помещение.
* Гражданина Польши, протестантского пастора и члена Церкви христиан веры евангельской Ярослава Лукасика, задержали 27 мая. Сотрудники милиции ворвались на богослужение, которое проводилось в доме пастора пятидесятнической церкви «Иоанн Предтеча» Антония Бокуна. В тот же день после того, как польский консул посетил отделение милиции, Лукасика отпустили. Тридцатого мая, согласно Кодексу об административных правонарушениях, его признали виновным в проведении несанкционированного собрания и «незаконной религиозной деятельности». Его приговорили к выплате штрафа в размере месячной заработной платы и депортации из страны. Ярослав Лукасик проживал в Беларуси с 1999 года. Его жена и трое детей являются белорусскими гражданами. Ярослава Лукасика депортировали 8 июня.
Насилие над женщинами
Женщин из Беларуси продавали в страны Западной Европы, Ближнего Востока и в Россию, в том числе в целях сексуальной эксплуатации. В июньском докладе Госдепартамента США «Торговля людьми» («Trafficking in Persons Report») отмечается, что правительство предпринимало значительные усилия, чтобы привлечь к ответственности торговцев живым товаром, однако не предоставляло необходимой защиты и поддержки жертвам, практически полностью полагаясь в этом вопросе на неправительственные организации. Закон о домашнем насилии так и не был принят.
|