Запіс брыфінгу аб палітычных выкраданьнях у Беларусі, які адбыўся 18 чэрвеня ў Дзярждэпартамэнце ЗША

19.07.2001

Філіп Рыкер, намесьнік прэс-сакратара Дярждэпу ЗША: Добры дзень, шаноўныя сябры, калегі, прысутныя, госьці. Як заўсёды рады вас бачыць тут, у Дзярждэпартамэнце. Сёньня ў нас серада і давайце пачнем наш брыфінг. У пачатку я б хацеў падняць пытаньне аб сытуацыі на Беларусі, пасьля чаго мы прымем чарговую пісьмовую заяву па зьніклых беларускіх палітыках. Злучаныя Штаты застаюцца крайне занепакоенымі шэрагам палітычна матываваных выкраданьняў у Беларусі й кліматам палітычнага тэрору, разьвязаны рэжымам Лукашэнкі.

Чацьвёра вядомых апанентаў Лукашэнкі бяз зьвестак зьніклі пачынаючы з 1999г. Да гэтага часу беларускія ўлады не пралілі сьвятла на гэтыя зьнікненьні.

Дакладныя справаздачы й публікацыя дакумэнтаў 17 ліпеня ў Менску сьведчаць аб датычнасьці да выкраданьняў вышэйшага кіраўніцтва рэжыму Лукашэнкі. Два пракурорскіх супрацоўнікі заявілі, нібы ўся адказнасьць за выкраданьне й забойства чатырох прадстаўнікоў апазыцыі нясе так званы «эскадрон сьмерці», утвораны рэжымам.

Злучаныя Штаты заклікаюць беларускія ўлады правесьці празрыстае расьсьледаваньне зьнікненьняў Захаранкі, Ганчара, Красоўскага й Завадзкага, а таксама вынайсьці іхняе месцазнаходжаньне. І, як я ўжо казаў раней, пасьля брыфінгу мы прымем пісьмовую заяву па праблеме. Якія ў вас ёсьць пытаньні па гэтай тэме?

Вопрос: Известно ли вам о какой-либо помощи Беларуси со стороны Соединенных Штатов? Ну хотя бы по программам нераспространения ядерных вооружений и так далее?

Рикер: Я полагаю, Барри, Беларусь больше не имеет ядерного оружия. Я могу специально для вас уточнить данную информацию. По крайней мере, речь не идет о нормальных программах поддержки правительства Беларуси, подобно тому, как это обстоит с другими странами Центральной и Восточной Европы. Но я еще раз поинтересуюсь данным вопросом специально для вас…

В: Возможно мы не знаем наверняка какую помощь оказывают Соединенные Штаты Беларуси, однако насколько я понимаю, эта помощь близка к нулю. Учитывая то, что у вас имеется немного рычагов влияния на руководство в Минске, и принимая во внимание те ужасающие факты, которые вы перечислили в самом начале и которые указывают на причастность режима Лукашенко к организации эскадрона смерти, каким образом вы собираетесь воздействовать на белорусские власти. Попробуете надавить на Россию?

Рикер: Мне кажется, мы были достаточно откровенны в высказываниях. И, в принципе, наши заявления, которые мы озвучивали на протяжении продолжительного времени как в Вашингтоне, так и в Минске, и конечно же на встречах ОБСЕ, всегда были публичными и откровенными. Мы призывали режим Лукашенко отчитаться за пропавших политиков, то же делал и Евросоюз.

Мы действительно считаем, что белорусским властям необходимо ответить за этих людей с тем, чтобы развеять атмосферу страха в обществе и создать климат благоприятный для проведения свободных и справедливых президентских выборов 9 сентября.

Итак, как я уже отмечал ранее, мы примем письменное заявление, в котором выразим нашу глубокую озабоченность данной проблемой. И мы будем и впредь напоминать о ней. Официальные лица из Госдепартамента провели встречу с четырьмя женами пропавших политиков — вчера 17 июля они встретились с помощником Госсекретаря по проблемам демократии, прав человека и труду Лорн Крейнер, зам. помощника Госсекретаря по европейским вопросам Стивеном Пифером и официальными лицами Национального Совета Безопасности.

Женщины прибыли в Вашингтон с целью рассказать о нарушениях прав человека в их стране и заявить о необходимости независимого расследования исчезновений их мужей. Г-жа Карпенко даже создала Фонд им. Карпенко, с тем чтобы привлечь внимание общественности к горю без вести пропавших и других жертв репрессий белорусского режима. И мы будем отслеживать развитие событий, настаивая на проведении расследования, которое бы помогло установить истину.

Как я уже отмечал, наружу вылезло большое количество информации, достоверной информации, которая, по нашему мнению, указывает на причастность руководящих кадров режима Лукашенко к исчезновениям людей на основании заявленного двумя следователями прокуратуры и тех документов, которые мы видели собственными глазами.

Поэтому мы считаем, что для белорусского режима будет лучше провести независимое расследование и определить местонахождение пропавших.

В: Кажется, в своем вступлении вы использовали слово «эскадрон смерти»,

Рикер: Да, использовал — на основании заявлений, сделанных двумя прокурорскими работниками из Беларуси. По словам этих двоих следователей бригада смерти была создана непосредственно режимом Лукашенко и несет ответственность за все четыре исчезновения. И, как я уже сказал, мы со всей серьезностью относимся к данным заявлениям, призывая белорусские власти провести тщательное расследование.

В: Говоря о свободных и справедливых выборах, президент Лукашенко следующим образом отреагировал на замечания, исходящие от нас. Он объявил, что в стране существуют силы, которые пытаются дискредитировать его в преддверии выборов. Разве вас не волнует то, что делая подобного рода заявления накануне выборов, вы таким образом поддерживаете оппозиционных кандидатов?

Рикер: Повторюсь еще раз: мы всего лишь настаиваем на независимом расследовании и властям необходимо дать отчет за этих людей, развеять климат страха в обществе и создать атмосферу, которая была бы благоприятной для намеченных на 9 сентября президентских выборов. Именно на такого рода деятельности следует сосредоточиться президенту Лукашенко.

В: Оказывают ли, или скорее, окажут ли Соединенные Штаты помощь в расследовании? Я имею ввиду помощь со стороны ФБР, например?

Рикер: Мне неизвестно о каких-либо шагах, принимаемых в данном направлении. На данном этапе, мы лишь призвали белорусские власти сделать все необходимое для проведения расследования по обнаружению без вести пропавших политиков.

В: Какие-либо предложения американской стороны уже были отвергнуты?

Рикер: Я полагаю, здесь можно отметить реакцию режима Лукашенко на запрос, сделанный тогдашним генеральным прокурором Божелко. Он подал заявку российским коллегам на предоставление оборудования и персонала для проведения поисковых работ в районе одного из минских кладбищ, где, как предполагается, захоронен Завадский. Вскоре после отправки этого запроса, Лукашенко снял с должности прокурора и отозвал заявку. Вот такого рода реакция следует на требования о расследовании. Поэтому белорусские власти сами должны решить провести расследование и найти четырех пропавших политиков.

В: Позвольте короткий вопрос. Просто мы собираемся вскоре посетить выступление секретаря Армитейдж. Недавно с речью выступил Путин. Одним из моментов его речи была НАТО. Пустите Россию в НАТО, сказал он, или просто распустите сам блок. Была ли реакция на заявление Путина со стороны нашей администрации?

Рикер: Пока еще я никакой реакции не видел, Барри. Недавно наш секретарь встречался с Министром иностранных дел Ивановым и, как вы знаете, президент Буш увидится с президентом Путиным в Генуе, во время встречи «восьмерки». Есть ли еще вопросы по Беларуси?

В: Будет ли данная тема затронута на саммите?

Рикер: Не думаю, чтобы белорусы принимали в нем участие.

В: Я имею ввиду просьбу жен пропавших, которые призвали правительство США повлиять на Путина, который, в свою очередь, оказал бы давление на Беларусь.

Рикер: Не знаю. Советую вам обратиться в Белый Дом с данным вопросом. Мне кажется, наша позиция понятна и мы ее по-моему уже обсудили. Что касается расписания саммита, я также советую вам обратиться напрямую в Белый Дом.