Председатель Парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден прибыл сегодня с визитом в Беларусь. Руководитель ПАСЕ посещает Минск по приглашению руководства «национального собрания» — непризнанного белорусского парламента. Ровно 10 лет назад — 13 января 1997 года — этот полностью зависимый от Лукашенко орган был лишен статуса специального приглашенного в Парламентской ассамблее Совета Европы.
В Минске ван дер Линден планирует встретиться с председателем «палаты представителей» «национального собрания» Владимиром Коноплевым, председателем «совета республики» «национального собрания» Геннадием Новицким министром иностранных дел Сергеем Мартыновым.
В 2004 году председатель подкомитета по правам человека ПАСЕ Христос Пургуридес представил Ассамблее отчет «Пропавшие люди», в котором заключил, что власти Беларуси скрывают правду об исчезновении в Беларуси экс-министра внутренних дел Беларуси Юрия Захаренко, вице-спикера Верховного Совета 13 созыва Виктора Гончара, бизнесмена и общественного деятеля Анатолия Красовского и журналиста Дмитрия Завадского.
В отчете спецдокладчика ПАСЕ утверждалось, что «факты позволяют подозревать ряд высших руководителей государства в личной причастности к этим исчезновениям». В причастности к похищениям и убийствам оппозиционеров подозреваются секретарь Совета безопасности (в 2004 г. он занимал пост генерального прокурора) Виктор Шейман, министр внутренних дел Беларуси Владимир Наумов, командир спецназа внутренних войск Дмитрий Павличенко, экс-министр внутренних дел Юрий Сиваков.
На основании доклада Христоса Пургуридеса в 2004 году Парламентская ассамблея Совета Европы приняла резолюцию по Беларуси № 1371 «О пропавших без вести в Беларуси», в которой потребовала от исполнительной власти Беларуси:
1. провести подлинно независимое расследование исчезновений компетентными государственными органами после отставки нынешнего генерального прокурора г-на Шеймана, который обвиняется в том, что на своей предыдущей работе лично организовывал эти исчезновения, и предоставить подробную информацию о ходе и результатах этого расследования членам семей пропавших без вести. Совет Европы готов оказать все возможное содействие в проведении такого расследования.
2. начать уголовное расследование с целью выяснения и, в зависимости от обстоятельств, наказания:
а. предполагаемой причастности действующего генерального прокурора г-на Шеймана, действующего министра спорта (ранее министра внутренних дел) г-на Сивакова и высокопоставленного сотрудника спецслужб г-на Павличенко к упомянутым исчезновениям, и
b. предполагаемого преступного чинения препятствий отправлению правосудия со стороны других высокопоставленных должностных лиц, принимавших участие в проведении предыдущих расследований, фальсифицировавших и скрывавших имеющиеся в их распоряжении улики или замалчивавших их в целях сокрытия истинных виновников совершенных преступлений.
В резолюции Ассамблея предложила «национальному собранию» создать парламентскую комиссию по расследованию исчезновений лидеров оппозиции и журналистов, предоставив в ее распоряжение необходимый следственный аппарат.
ПАСЕ призвала «парламент» Беларуси предпринять необходимые действия в отношении исполнительной власти, чтобы обеспечить выполнение требований ПАСЕ об отстранении ряда высокопоставленных должностных лиц, обвиняемых в данных исчезновениях.
«Пока не будет достигнутого существенного прогресса в выполнении требований… Ассамблея не считает целесообразным пересматривать решение Бюро от 13 января 1997 г. о приостановлении статуса специального приглашенного для парламента Беларуси. До тех пор, пока не будет достигнуто существенного прогресса в отношении выполнения требований… Ассамблея не находит приемлемым присутствие, даже на неформальном уровне, белорусских парламентариев на ее сессиях», — заключила ПАСЕ.
13 апреля 2006 года ПАСЕ приняла резолюцию № 1496 «О положении в Беларуси после президентских выборов 19 марта 2006 года». В ней Ассамблея призывает власти Беларуси:
— немедленно освободить всех лиц, задержанных в связи с мартовскими президентскими выборами;
— раскрыть информацию о задержанных лицах, а также о лицах, которым была оказана медицинская помощь после разгона мирных демонстраций;
— провести открытое расследование применения полицией и службами безопасности необоснованных силовых методов против мирных демонстрантов;
— воздерживаться от дальнейших угроз, преследований и гонений в отношении участников мирных акций протеста и сторонников оппозиции, включая такие их виды, как увольнение с работы, отказ в возобновлении трудовых контрактов или исключение из высших учебных заведений;
— начать открытый диалог c соответствующими международными организациями, включая Европейскую комиссию за демократию через право (Венецианскую комиссию) для того, чтобы задолго до проведения следующих выборов внести изменения в Кодекс законов о выборах в Беларуси с тем, чтобы он отвечал стандартам Совета Европы, и принять меры в отношении порочной практики использования административного ресурса при проведении выборов;
— согласиться с требованием оппозиции провести повторные президентские выборы и обеспечить все условия для того, чтобы эти выборы были свободными, справедливыми и отвечающими международным стандартам.
В этой резолюции ПАСЕ разъяснила, что «если белорусские власти дадут ясный и убедительный сигнал о своей готовности приблизиться к стандартам Совета Европы в области демократии, верховенства закона и прав человека, Ассамблея будет готова вновь открыть соответствующие каналы связи».
Как видим, ни одно из требований Парламентской ассамблеи Совета Европы не выполнены, а Рене ван дер Линден приезжает в Беларусь и встречается с руководством нелегитимного «парламента», который так и не создал комиссию по расследованию исчезновений и не потребовал отставки Шеймана, Наумова, Сивакова, Павличенко.
Или ван дер Линден все-таки собирается обсудить с верными чиновниками Лукашенко — Коноплевым, Новицким и Мартыновым — тот факт, что секретарь Совбеза, глава МВД, экс-министр и командир спецназа могли быть причастны к похищениям и убийствам лидеров оппозиции? Может глава ПАСЕ скажет, что подозреваемых давно пора вызвать на допрос и расспросить подробно, что они делали 16 мая 1999 гола, когда похищали Захаренко; 16 сентября 1999 года; когда исчез Гончар и Красовский; 7 июля 2000 года, когда бесследно пропал Завадский?
Если он не собирается поднимать эти темы во время встречи с госчиновниками, тогда возникает закономерный вопрос: в качестве кого и зачем ван дер Линден приехал в Беларусь?
Хартия`97