16 сентября 1999 года Анатолий Красовский и Виктор Гончар подверглись насильственному исчезновению. Они были похищены поздно вечером у здания публичной бани на улице Фабричной в Минске, где у них была назначена встреча. До сих пор родным и близким Анатолия Красовского и Виктора Гончара ничего не известно об их судьбе.
Сегодня, в восьмую годовщину недобровольного исчезновения Анатолия Красовского и Виктора Гончара, в городах Европы и США пройдут акции их памяти. Гражданская инициатива «Мы помним», объединяющая родственников жертв политических похищений в Беларуси в 1999-2000 гг, является организатором двух сегодняшних акций — в Вашингтоне, США, и Гааге, Нидерланды.
Насильственное исчезновение является грубейшим нарушением прав человека и относится Организацией Объединенных Наций к разряду преступлений против человечества. 20 декабря 2006 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Международную Конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений. Конвенция определяет насильственное исчезновение как «арест, задержание, похищение или лишение свободы в любой другой форме представителями государства или же лицами или группами лиц, действующими с разрешения, при поддержке или с согласия государства, при последующем отказе признать факт лишения свободы или при сокрытии данных о судьбе или местонахождении исчезнувшего лица, вследствие чего это лицо лишается защиты закона».
Комитет Парламентской Ассамблеи Совета Европы по юридическим вопросам и правам человека подозревает в преступлениях против человечества, включая организацию и исполнение насильственных похищений и убийств: главу предвыборного штаба Александра Лукашенко Виктора Шеймана, бывшего министра внутренних дел Юрия Сивакова, действующего главу министерства внутренних дел Владимира Наумова и командира СОБРа Дмитрия Павличенко. Согласно Международной Конвенции для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, эти лица должны быть преданы правосудию. Насильственно исчезнувшие люди должны быть восстановлены в своих правах. Правда об их судьбах должна стать известной. Родственникам насильственно исчезнувших людей должна быть возмещена компенсация за материальные и моральные страдания, которым они подверглись.
Белорусские власти игнорируют многократные призывы международного сообщества, выраженные в резолюциях ООН, ПА ОБСЕ, ПАСЕ, провести тщательное, открытое расследование насильственных исчезновений Анатолия Красовского, Виктора Гончара, а также двух других случаев «громких» исчезновений — Юрия Захаренко и Дмитрия Завадского. Многочисленные требования родственников насильственно исчезнувших, касающиеся проведения расследования исчезновений, допроса подозреваемых в причастности к ним, полностью игнорируются правительством. На призыв родных исчезнувших немедленно подписать и ратифицировать Международную Конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений, белорусские валсти заявили что «этот вопрос неактуален для Беларуси».
1999 год стал годом ожесточенной конфронтации режима Лукашенко и противников навязанной им на референдуме 1996 года новой редакции Конституции, объявившей кроме прочего и новую дату президентских выборов в Беларуси. Политические силы, не признавшие созданную Лукашенко версию Конституции и его претензий на право исполнять президентские полномочия вплоть до 2001 года, в ходе борьбы с режимом были твердо намерены провести президентские выборы в 1999 году, как это и предполагал Основной закон страны, принятый после обретения Беларусью независимости.
Значительная часть противников Лукашенко объединилась вокруг Верховного совета 13-го созыва. До референдума 1996 года, по результатам которого этот высший орган законодательной власти страны был распущен, Верховный совет не являлся выразителем тех или иных политических воззрений. Он олицетворял Закон и являлся серьезным препятствием Лукашенко на пути к неограниченной власти. В частности, Верховный совет 13-го созыва ответил отказом Лукашенко на его требование продлить срок на посту президента до семи лет и внести изменения в Конституцию, необходимые для расширения полномочий исполнительной власти. Референдум 1996 года, прошедший с нарушениями, несовместимыми с основными нормами права, и был инициирован Лукашенко, с целью сломить это сопротивление законодательной власти, с тех времен в фигуре Виктора Гончара, вице-спикера Верховного совета, он видел прямого политического оппонента.
Для Лукашенко опасность действий оппозиции, взявшей в 1999 году курс на «альтернативные» президентские выборы, заключалась не в том, что он мог быть лишен присвоенного им времени на президентском посту. Оппозиция имела в своих руках инструмент, с помощью которого режим Лукашенко мог быть разрушен, как карточный домик. Провести президентские выборы, проигнорировав навязанную версию Конституции, означало поймать режим за руку на месте первого большого преступления, всенародно доказать нелигитимность власти. Эту опасность Лукашенко осознавал именно в силу того, что референдум 1996 года был задуман им как способ абсолютного захвата власти в стране, как гарантия пожизненных президентских полномочий. Таким образом серьезность угрозы, которую представляли для Лукашенко политические силы, объединившиеся вокруг Верховного совета 13-го созыва, нельзя переоценить.
Виктор Гончар, вице-спикер Верховного совета 13-го созыва, непримиримый противник Лукашенко, общепризнанный лидер оппозиции, а также его друг крупный предприниматель Анатолий Красовский, финансировавший оппозиционное движение, стали объектами пристального внимания спецслужб, обеспечивавших безопасность режима. За Виктором Гончаром и Анатолием Красовским велась слежка, их телефонные разговоры постоянно прослушивались.
Трагедия произошла 16 сентября 1999 года. Вечером этого дня Виктор Гончар и Анатолий Красовский были похищены. Правоохранительными органами было начато расследование, однако все известные в настоящее время улики были собраны добровольцами. В том числе и обнаруженные на месте похищения, возле здания бани на улице Фабричной в Минске осколки стекла автомобиля Анатолия Красовского, которым друзья пользовались в этот день, и следы крови, идентифицированной независимой экспертизой как кровь Виктора Гончара. Эти и другие собранные данные проясняют детали похищения и в глазах широкой общественности являются подтверждением того, что оно было организовано силами спецслужб. Официальное следствие — несмотря на то, что и за Виктором Гончаром, и за Анатолием Красовским велась постоянная слежка силами Комитета госбезопасности — констатировало невозможность установления истины. После исчезновения КГБ заявил, что слежка была снята именно 16 сентября.
В июне 2001 года мировая общественность получила в распоряжение показания следователей КГБ Петрушкевича и Случека, которые рассказали подробности сложившейся за годы нахождения Лукашенко у власти и контролируемой им лично системы физического устранения неугодных в Беларуси.
Пресс-служба CIWR.ORG