Когда на прошлой неделе президент России Владимир Путин прилетел в Минск для переговоров с Александром Лукашенко, они вместе по-дружески сходили в баню и поужинали на лыжном курорте, а затем проговорили до зари.
Дискуссия затянулась далеко за полночь, так как правители разрабатывали план по слиянию своих стран. Но договориться не удалось, так как они не смогли прийти к единому мнению о том, кто будет главным. Оба стремились к высшему посту.
Путин — его президентский срок истекает весной будущего года — вернулся домой в Россию и предпочел вместо этого стать премьер-министром своей собственной страны.
Лукашенко вернулся к своим обязанностям на посту руководителя Беларуси — страны, известной в Европе как «последний оплот тирании».
Но, по словам наблюдателей, план слияния двух стран вовсе не похоронен. Строго говоря, многие предсказывают, что в 2008 году роман России со своим ближайшим союзником интенсифицируется, причем Россия в основном будет обхаживать Беларусь, а не наоборот.
«В течение будущего года Россия будет продолжать свою экспансию в Беларусь», — сказал Александр Фадеев, эксперт по Беларуси из московского Института стран СНГ.
Цель России — ослабить Беларусь в финансовом отношении, не оставив ей другого выхода, кроме будущего объединения с Россией, имеющей богатые запасы нефти и газа.
«Россия стремится к союзу с Беларусью», — сказал Ярослав Романчук, президент минского независимого аналитического центра «Научно-исследовательский центр Мизеса». Заминка на переговорах на прошлой неделе произошла, когда Лукашенко — диктатор, находящийся во все большей изоляции — не соглашался на союз, если роль лидера не будет отдана ему.
«Лукашенко этой платформы не разделяет, — сказал Романчук. – Он хочет иметь свою собственную опору для власти». Путин — как поговаривают, недолюбливает Лукашенко и не доверяет ему – отверг требование своего союзника и вернулся домой.
Идея воссоединения России и Беларуси — бывших республик СССР — предлагается уже около десяти лет. Как минимум на бумаге между этими странами есть много общего. В 1996 году Россия и Беларусь подписали соглашение о создании союзного государства, предполагающее тесные политические, экономические и военные связи. В ельцинские времена в России Лукашенко едва не уговорил тогдашнего президента позволить ему возглавить союзное государство, но та договоренность сорвалась.
Для России притягательные черты Беларуси очевидны. Россия использует белорусские трубопроводы для доставки своей нефти и газа европейским потребителям. Вдобавок, что гораздо важнее, Россия видит в Беларуси буфер для противодействия экспансии НАТО в Восточную Европу.
За последние десять лет Россия удрученно наблюдала, как две бывшие республики СССР, Украина и Грузия, отвергли пророссийских лидеров и в результате так называемых «цветных революций» привели к власти президентов, которых поддерживает Запад.
В Беларуси расцвет демократии длился не долго. Мало того, Лукашенко, который держит страну в ежовых рукавицах уже 13 лет, заключил в тюрьму многих политических противников — другие же просто пропали без вести — и расширил свою власть, отменив закон, предписывавший главе государства слагать полномочия после двух сроков работы.
Сегодня эта европейская страна с 10-миллионным населением все более отчуждается от своих европейских соседей. Белорусская экономика контролируется государством; в сфере поставок энергоносителей страна находится в сильной зависимости от России. Уровень жизни намного ниже, чем в большей части стран Европы или в той же России.
Вместо того чтобы черпать политическое вдохновение на Западе, Лукашенко оперся на Россию и поддерживает ее во внешнеполитических ссорах с Соединенными Штатами и Европой: присоединился к борьбе России против планов США по размещению системы ПРО в Польше и Чехии, а также поддержал решение России выйти в середине декабря из Договора об обычных вооруженных силах в Европе.
Но когда Россия подняла тарифы на газ, партнерство дало трещину. Слабая белорусская экономика рассчитывает на недорогие энергоносители, поставляемые из России, но в прошлом году Россия пригрозила поднять тарифы вдвое.
В Беларуси идея объединения с обширной, могущественной соседкой не особо популярна за пределами окружения Лукашенко. Большинство рядовых жителей страны предпочитают поддерживать хорошие отношения с восточным соседом, но при этом живя в суверенном государстве.
Хотя на прошлой неделе на саммите не удалось договориться насчет «союзного государства», спор между сторонами о тарифах на энергоносители разрешился. Россия согласилась повысить цены на газ лишь в умеренном размере, а также предоставила Беларуси кредит размером в 1,5 млрд долларов США, чтобы та могла покупать этот газ.
Взамен Беларусь согласилась помогать России в ее борьбе против противоракетного щита США, хотя Лукашенко не уточнил, в какой форме будет выражаться эта поддержка. Он только заявил, что Беларусь готова сыграть свою роль в отношении вопросов планируемого размещения американской системы ПРО в Европе.
Россия, со своей стороны, покинула саммит, никак не поступившись своими целями; Беларусь более чем когда-либо оказалась перед Россией в финансовом долгу. И однажды наступит день, когда Беларусь не сможет позволить себе такую роскошь, как презрение к требованиям России об объединении.
«Россия хочет, чтобы Беларусь оставалась слабой, — поясняет Романчук. — Россия стремится к союзному государству с Беларусью, но знает, что Лукашенко и граждане Беларуси этого не хотят. Единственный способ держать Беларусь крепче — это увеличить ее экономическую зависимость от России. Для этого и был выдан кредит в 1,5 млрд долларов».
Джейн Армстронг
Globe and Mail