Нежеланный гость

23/04/2009

Статья Дэвида Крэмера и Ирины Красовской под заголовком «Нежеланный гость» была опубликована в американском журнале «Foreign Policy». Хартия`97 приводит перевод текста статьи полностью:

В настоящий момент Евросоюз оказался в неудобной ситуации, надеясь, что гость, которого пригласили, найдёт причину не приехать.

На прошлой неделе глава МИД Чехии Карел Шварценберг, действуя по поручению Евросоюза, пригласил Александра Лукашенко, президента Беларуси, на саммит в Праге 7 мая, где официально будет дан старт программе «Восточное партнёрство», включающей шесть восточных соседей ЕС: Азербайджан, Грузию, Армению, Молдову, Украину и Беларусь. Даже если Лукашенко, которого часто называют последним диктатором Европы, отклонит приглашение и пошлёт вместо себя кого-то другого, приглашение является полностью незаслуженным возвращением Лукашенко на международную арену, а это — серьёзное препятствие для продвижения политической либерализации и прав человека в Беларуси.

В недавно распространенном докладе Госдепартамент США отмечает, что в прошлом году положение в области прав человека в Беларуси оставалось «очень плохим» и «с частыми серьёзными нарушениями» прав НГО, политических партий и активистов оппозиции. Правительство всё ещё не дало объяснений о политически мотивированных исчезновениях, включая покойного мужа одного из авторов статьи. Лукашенко «укрепил свою власть над всеми институтами и подорвал принцип верховенства закона, используя авторитарные методы, манипулирование выборами и произвол в издании указов» говорится в докладе.

Ранее давление Запада на Лукашенко оказало позитивное влияние. В 2006, после мошеннических президентских выборов, США и ЕС ввели санкции против режима Лукашенко, включая запрет на въезд и замораживание активов. Когда ситуация внутри Беларуси ухудшилась после ареста нескольких политзаключённых, в 2007 и начале 2008 США ввели дополнительные санкции, направленные против белорусских кампаний, принадлежащих государству, и связанных с Лукашенко и его сообщниками. Это побудило Лукашенко год назад изгнать почти всех сотрудников американского посольства в Минске, кроме пяти человек.

В то время как западные санкции оказывали своё действие, Россия пыталась покончить с практикой продажи Беларуси энергоресурсов по льготным ценам, что лишило бы Лукашенко возможности лавировать между Западом и Востоком. Чтобы уменьшить воздействие западных санкций, он, в конце концов, уступил и освободил всех политзаключённых (пять в начале 2008, и остальных в августе). Кроме того, белорусский режим позволил двум независимым газетам продаваться через государственную сеть, и зарегистрировать движение «За Свободу».

В ответ США незамедлительно до истечения следующего месяца отменили некоторые санкции против государственных предприятий (запрет на въезд и замороженные активы остались), до дальнейшего решения администрации президента Обамы. Через две недели после катастрофических парламентских выборов в Беларуси в сентябре прошлого года, которые были названы международными наблюдателями несвободными и нечестными, ЕС приостановил замораживание счетов Беларуси и запрет на въезд, первоначально на шесть месяцев. В середине марта это временное прекращение санкций было продолжено до конца этого года.

Что принесла политика облегчения давления на Лукашенко? По большей части отрицательные результаты. Белорусское правительство отказало другим независимым средствам массовой информации в возможности распространения, отказало в регистрации другим общественным объединениям и профсоюзам. Против некоторых оппозиционеров, включая освобождённых перед этим политзаключённых, завели новые уголовные дела, а некоторых снова заключили в тюрьмы. Одного из ранее освобожденных политзаключённых , Артура Финкевича, в декабре прошлого года похитили и избили, другого — Артёма Дубского, как сообщается, избили в тюрьме (он был помещён туда два за месяца до того). Правоохранительные органы проявили жестокость во время нескольких мирных демонстраций, а несколько молодых активистов насильно призвали в армию. Другими словами, режим Лукашенко продолжает вовлекаться в нарушение прав человека, хотя отношения с Западом и потеплели.

Посольству США в Минске не позволили вернуться к прежнему числу работников, и присутствие посла всё ещё не разрешено. Кроме того, белорусские власти продолжают отказывать в надлежащем лечении и доступе к заключённому гражданину США. Его арестовали и тайно осудили в прошлом году по сомнительным обвинениям. Белорусский парламент не исключает возможности признания Абхазии и Южной Осетии, сепаратистских регионов, признанных Россией в прошлом году.

В свете этих серьёзных и продолжающихся проблем, трудно понять, почему ЕС будет приветствовать Лукашенко в Праге. Некоторые лидеры ЕС ошибочно думают, что они могут оттянуть Беларусь от России. И перед визитом Шварценберга Минск принимал стабильный поток высокопоставленных европейских чиновников, включавший, кроме прочих, Хавьера Солану, Верховного представителя ЕС и министров иностранных дел Польши и Испании. Однако Лукашенко — мастер стравливать Россию и Запад в своих интересах, обманывая каждую из сторон.

Многие оппозиционные лидеры Беларуси считают, что приглашая Лукашенко в Прагу, ЕС отказывается от своих рычагов давления, направленного на улучшение ситуации с правами человека, и отдает диктатору большую дипломатическую победу. Дальнейшие контакты Запада с Беларусью имеют смысл, но только при условии, что правительство Лукашенко предпримет более реальные шаги в сфере прав человека. Это должно быть движение навстречу с обеих сторон.

План действий ЕС на 2006 год намечал 12 шагов в сфере прав человека, которые Минск должен был предпринять для нормализации отношений, однако большинство из них, к сожалению, остались невыполненными, а недавние события в Беларуси показывают движение в обратном направлении. Хуже того, по-видимому Евросоюз сам отказался от плана 2006 года. Странная полумера, приглашать Лукашенко в Прагу и держать за спиной скрещенные пальцы, чтобы он не приехал, не является ни умной, ни принципиальной политикой.

Дэвид Крэмер — недавно занимал должность заместителя госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда, а перед этим он был заместителем госсекретаря США по делам России, Украины, Беларуси и Молдовы в администрации Джорджа Буша. Ирина Красовская — руководитель фонда «Мы помним».