Акция оппозиции была брутально разогнана 16 сентября в столице Беларуси. При этом омоновцы не давали журналистам снимать силовое задержание демонстрантов. К арестованным применялись пытки.
Активисты оппозиции вышли 16 сентября на Октябрьскую площадь в центр города, чтобы почтить память бесследно исчезнувших 10 лет назад в Беларуси вице-спикера Верховного совета 13 созыва Виктора Гончара и бизнесмена, общественного деятеля Анатолия Красовского. К 18 часам, когда должна была начаться акция, площадь уже была заполнена сотрудниками ОМОНа в штатском. Общественный транспорт на площади намеренно не останавливался. Людей обыскивали при подходе на площадь, ища бело-красно-белые флаги, растяжки и портреты Гончара и Красовского.
Когда оппозиционеры стали вдоль проезжей части с портретами Гончара и Красовского, на площадь прибыли не менее 50 сотрудников ОМОНа в форме. Таким образом, вместе с омоновцами в штатском общее число силовиков, выставленных против мирных демонстрантов, было около 100.
В начале омоновцы взяли мирных демонстрантов в кольцо. В знак протеста демонстранты сели на асфальт, продолжая держать портреты похищенных оппозиционеров. Спустя пять минут сотрудники ОМОНа стали хватать людей и, избивая дубинками и ногами, стали запихивать в подъехавшие милицейские автобусы.
При этом омоновцы пытались скрыть свидетельства своих преступлений — в то время, как одни омоновцы арестовывали с применением насилия демонстрантов, другие и препятствовали работе фотожурналистов. Фотографам не давали снимать происходящий беспредел — омоновцы в штатском их грубо толкали, закрывали руками объективы фотокамер, повреждая при этом аппаратуру.
Избитых демонстрантов доставили на трех автобусах в Центральный РУВД Минска. Среди арестованных — активисты «Европейской Беларуси» Дмитрий Бородко, Евгений Афнагель, Павел Юхневич, Полина Курьянович, Максим Винярский, лидер Белорусской социал-демократической партии (Народная грамада) Николай Статкевич, бывшие политзаключенные Сергей Скребец, Андрей Ким и другие активисты оппозиции.
Через несколько минут после разгона основной группы участников акции портреты похищенных политиков снова подняли еще несколько человек. Среди них — координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко.
«Я опоздал, потому что автобус 100-го маршрута не останавился на Октябрьской площади. Пока я добежал от ГУМа до Октябрьской, увидел только как людей с применением грубой силы омоновцы заталкивают в автобус. Я взял портрет, который лежал на брусчатке площади. Это был портрет Анатолия Красовского. Вначале меня окружили журналисты, потом омоновцы. Таким образом я простоял на площади полчаса. Потом четверо сотрудников ОМОНа в штатском шли за мной до самого дома. Пока я на свободе… «Славу» белорусских омоновцев по разгону акции солидарности с семьями похищенных лидеров оппозиции вместе с Лукашенко сегодня разделяют президент Литвы Даля Грибаускайте и премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс, которые сегодня встречались с белорусским диктатором», — рассказал сайту www.charter97.org Дмитрий Бондаренко.
С применением физического насилия были арестованы 35 человек. Многие из задержанных впоследствии были жестоко избиты в РУВД Центрального района. Людей заставили стоять с поднятыми руками, лицом к стене в течении 2,5 часов, что, согласно международному праву, является пыткой. За любое движение, за отказ пройти принудительную дактилоскопию людей жестоко избивали. Задержанных оскорбляли, девушкам угрожали изнасилованием. Арестованным участникам акции омоновцы заявляли: «Мы — карательная организация!».
Хартия`97