Двадцать лет назад в Минске при невыясненных обстоятельствах были похищены оппозиционный политик Виктор Гончар и предприниматель Анатолий Красовский.
Вечером 16 сентября 1999 года Гончар, который изначально был в команде Александра Лукашенко, а затем ушел в оппозицию, и его друг Красовский приехали в баню, расположенную в Минске на улице Фабричной, 20. Последний раз их видели примерно в 22.35, когда оба вышли из здания и сели в принадлежавший Красовскому «Джип-Чероки».
По данным следствия, при осмотре прилегающей территории были обнаружены осколки фар автомобиля, следы торможения автомашины и ее удара о дерево, а также следы крови. Результаты экспертизы показали, что степень достоверности о происхождении пятен крови от Гончара составляет 99,6%.
Уголовное дело по факту исчезновения Гончара и Красовского возбудила прокуратура Минска.
Кого подозревают?
Представители оппозиции, родные пропавших и международная общественность считают, что Гончар и Красовский были похищены по политическим мотивам. В причастности к этому преступлению они подозревают высших должностных лиц Беларуси.
Четверо граждан Беларуси, которых Евросоюз считает причастными к исчезновениям оппозиционных политиков в 1999—2000 годах, до сих пор находятся под действием визовых и экономических санкций. В их числе — бывший министр внутренних дел Владимир Наумов, экс-глава Администрации президента Виктор Шейман, Юрий Сиваков, который в период исчезновения политиков занимал должность министра внутренних дел, и Дмитрий Павличенко, бывший командир бригады спецназа внутренних войск МВД.
23 ноября 2000 года был арестован командир бригады спецназа внутренних войск МВД Дмитрий Павличенко. Его аресту предшествовал рапорт начальника СИЗО № 1 Олега Алкаева — об изъятии так называемого «расстрельного» пистолета накануне исчезновений Захаренко, Гончара и Красовского. Под подозрение попал и Виктор Шейман. Однако в СИЗО Павличенко провел всего несколько часов. Он был выпущен по личному распоряжению президента. Через несколько дней своих должностей лишились генеральный прокурор Олег Божелко и председатель КГБ Владимир Мацкевич. Место Божелко занял Виктор Шейман.
Что говорит по этому поводу Лукашенко?
В 2011 году Александр Лукашенко в интервью американскому профессору Григорию Иоффе рассказал, почему вмешался в расследование громкого дела и распорядился освободить Дмитрия Павличенко.
— Уголовное дело было закрыто. Было проведено расследование, но дело закрыли. Я вмешался. Я спросил: почему вы сажаете его в тюрьму? Почему? Вы схватили его на улице и посадили в тюрьму. Продолжайте расследовать дело. Тем более, знаете, на Павличенко и тогда было накатов много. Почему? Потому что он возглавлял ОМОН в Минске, и когда наши [националисты] устроили демонстрацию и хотели свергнуть власть, у Павличенко была очень быстрая реакция. Он был не столько за президента — он был настоящим офицером. Вот есть приказ — я это сделаю. И на него там с разных сторон накатывали. Когда они пришли ко мне и сказали, что они допрашивают его и что у них есть подозрения против него, я спросил, какие у них были доказательства, ведь Павличенко был не просто человеком с улицы. Он всегда был враг нашей пятой колонны. Страшный враг.
Лукашенко также рассказал, что по просьбе Павла Якубовича (в то время — главного редактора газеты «Советская Белоруссия») дал команду устроить в Академию наук жену исчезнувшего Виктора Гончара — Зинаиду Гончар.
— То есть я же не бросаю этих людей, которых я когда-то знал. Ну, а те заигрались в политику. Но до сих пор никто не знает, где они.
Что говорят родные?
— Думаю, главной целью похищения 16 сентября был Гончар, представлявший реальную угрозу желанию Лукашенко переизбраться на второй срок, — считает жена похищенного бизнесмена Ирина Красовская. — С другой стороны, стоянка около бани в глухом районе поздним вечером стала идеальным местом и временем для устранения сразу обоих. Это стало предупреждением для других бизнесменов, пытавшихся материально поддержать оппозицию…
— Для президента Гончар был врагом. Понятно было, что Виктор начал подготовку к президентской кампании 2001 года. Он решил идти сам и с открытым забралом. Виктор говорил: это последний шанс – нужно или побеждать, или эмигрировать, — отмечал политик Анатолий Лебедько. — Мне кажется, у Гончара и Карпенко были наибольшие шансы на то, чтобы объединить возле себя достаточно разношерстные силы и быть серьезной альтернативой Лукашенко. Но охота на потенциальных кандидатов в президенты уже началась.
Что известно на сегодня?
Расследование дела об исчезновении оппонентов власти неоднократно приостанавливалось. Последний раз это произошло в январе нынешнего года. Родственники исчезнувших получили уведомления СК о том, что расследование дел об исчезновении Гончара и Красовского приостановлено «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого».