Незаметно и тихо прошла смена посла Беларуси в Сербии. В начале 2008 года Владимир Мацкевич вернулся в Минск. Он нигде не появляется. Судя по всему, в Минске работы для бывшего шефа госбезопасности не нашлось и он перебрался .
«В Москве ему предложили хорошую работу и он согласился, —рассказали «Белорусскому партизану» родственники генерала — Он доволен. В Минск, конечно, иногда приезжает — надо же возвращаться домой…». Несколько лет назад Мацкевич перенес рак, ему сделали операцию в Германии, куда он ездит регулярно, каждые полгода на обследование.
В Москве уже давно работает и еще один экс-председатель КГБ Беларуси Леонид Ерин. Он — советник руководителя Российских железных дорог. По словам людей, близко знающих Ерина, он тоже чрезвычайно доволен своей теперешней жизнью. Правда, Ерина нельзя назвать чистым белорусов, до назначения в КГБ Беларуси он жил и работал в Москве в структурах ФСБ.
Владимир Мацкевич возглавлял Комитет госбезопасности Беларуси с декабря 1995 года по ноябрь 2000 года. Незадолго до своей отставки — 22 ноября 2000 года — генерал-лейтенант В.Мацкевич подписал постановление о применении превентивного задержания сроком на 30 дней в отношении командира воинской части 3214 Дмитрия Павличенко. Вот строки из этого документа: "В материалах оперативной разработки имеются достоверные данные о том, что Павличенко Дмитрий Валерьевич является организатором и руководителем преступной группы, занимающейся похищениями и физическим устранением граждан. В частности, руководимая Павличенко Д.В. преступная группа причастна к убийству 5 августа 2000 г. Самойлова Г.В., лидера незарегистрированной Белорусской региональной организации "РНЕ", а также к убийствам других лиц. Принимая во внимание, что нахождение Павличенко Д.В. на свободе может привести к совершению им и членами возглавляемой им преступной группы других особо опасных насильственных преступлений, руководствуясь пунктом 1.8 Декрета Президента Республики Беларусь от 21 октября 1997 г. "О неотложных мерах по борьбе с терроризмом и особо опасными насильственными преступлениями" постановил применить в отношении Павличенко Дмитрия Валерьевича… превентивное задержание сроком на 30 (тридцать) суток".
О том, что было дальше, со ссылкой на слова экс-генпрокурора Олега Божелко в своей книге "Работа над ошибками" написал бывший министр сельского хозяйства и продовольствия Василий Леонов. "Рассказал Божелко и о том, как они с председателем Комитета государственной безопасности Беларуси Владимиром Мацкевичем пришли к президенту после допроса Павличенко с заявлением о необходимости ареста Виктора Шеймана. А когда Мацкевич и Божелко возвратились в свои рабочие кабинеты, там уже стояли офицеры и вежливо преграждали дорогу: вам сюда уже нельзя, господа генералы… К президенту тем временем привезли арестованного Павличенко. Разговор был короткий: "Ты убивал?" — "Нет". — "Будешь мне служить?" — "Буду". — "Иди, служи…"
Божелко и тогда, и теперь признает, что сам он Павличенко не допрашивал. Но рассказал, как чуть не развязалась "гражданская война". Узнав, что Павличенко посадили, Шейман послал к зданию КГБ свой спецназ. Мацкевич приказал своему спецназу быть во всеоружии. Два спецназа сошлись лицом к лицу. Павличенко сидел в изоляторе КГБ, с санкцией на арест, подписанной высшими должностными лицами КГБ и прокуратуры…
Шейман дал команду своему спецназу отбить Павличенко. Но здесь вмешался Лукашенко, хорошо понимая, что будет означать стрельба в центре Минска. (Это ведь даже за заговор не выдашь — будет означать одно: ты не контролируешь собственных "силовиков"!) Лукашенко вызвал к себе Божелко и Мацкевича. О том, что произошло дальше, говорилось выше… Не отрицает Божелко и того, что выяснилось в ходе следствия: экзекуция над Гончаром, Захаренко и Красовским снималась на видеопленку, демонстрировалась Шейману. Видел ли эту пленку Лукашенко — трудно сказать… Не знаю, есть ли у кого-нибудь эти кассеты. Не знаю, посмел ли их взять с собой из кабинета, уходя к президенту для последней встречи, генерал Владимир Мацкевич…"
Накануне президентских выборов 2001 года многие были уверены: Мацкевич расскажет о том, что ему известно о громких исчезновениях. Но этого не случилось. Указом А.Лукашенко от 13 июля 2001 года Мацкевич был назначен Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Беларусь в Союзной Республике Югославия.
Мацкевич и Божелко в Минске живут в одном доме. Они общаются периодически, вспоминают минувшие дни. Лукашенко несколько раз предлагал вернуться во власть Олегу Божелко, но бывший генеральный прокурор оказался человеком принципиальным. Он поставил условие, что вернется только на должность Генерального прокурора и доведет дело по Павличенко и Шейману до логического конца.