Виктор ГОНЧАР: «Лидия Ермошина до сих пор находится в состоянии эйфории…»

12/11/2008

14 ноября, исполнится 12 лет с того дня, как А.Лукашенко с применением силы снял Виктора Гончара с должности председателя Центризбиркома. С тех пор ни одна избирательная кампания, которая проводилась в Беларуси, не была признана цивилизованным миром. Что было написано в указе?

УКАЗ

Президента Республики Беларусь
14 ноября 1996 г. №469 г.Минск
О Председателе Центральной комиссии
Республики Беларусь
по выборам и проведению
республиканских референдумов

В связи с политическими заявлениями и действиями Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов В.И.Гончара, направленными на срыв референдума (народного голосования) в Республике Беларусь, нарушающими конституционное право граждан на участие в референдуме (народном голосовании) и выходящими за пределы его должностных полномочий, а также нарушением установленного статьей 20 Закона Республики Беларусь "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Беларусь" порядка выдвижения В.И.Гончара в состав Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 100 Конституции Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Отстранить Гончара Виктора Иосифовича от должности Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

2. Возложить исполнение обязанностей Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов на члена указанной комиссии Ермошину Лидию Михайловну.

3. Предложить Прокуратуре Республики Беларусь рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении порядка выдвижения В.И.Гончара в состав Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Что говорил сам Гончар?

15 ноября председатель Центральной избирательной комиссии Беларуси Виктор Гончар дал интервью журналистам, которые с самого утра находились в здании, где расположен Центризбирком. По словам В.Гончара, указ президента о его отставке окончательно перечеркнул легитимность референдума.

Виктор Гончар был убежден, что готовится фальсификация результатов референдума…

В.Гончар также прокомментировал прозвучавшее в выступлении А.Лукашенко сообщение о том, что члены Центризбиркома якобы обратились к нему с просьбой освободить Гончара от обязанностей главы Центральной избирательной комиссии. По словам В.Гончара, история с этим якобы существующим заявлением членов Центризбиркома во многом напоминает ему "знаменитое" письмо 110 депутатов. Гончар заявил, что не знает, было ли такое заявление вообще, и если да, то сколько человек его подписало. При этом он подчеркнул, что каждый член Центризбиркома должен понимать, какая моральная, гражданская и юридическая ответственность на него возложена.

Комментируя действия сотрудников ОМОНа, которые пытались препятствовать его проникновению в рабочий кабинет, В.Гончар отметил, что у него нет никаких претензий к рядовому составу. Все эти люди, по его выражению, являются "заложниками системы".

Как сообщали информационные агентства, Виктор Гончар также сообщил, что утром 15 ноября у него состоялся телефонный разговор с юридическим консультантом Бобруйского горисполкома госпожой Ермошиной, которая указом президента назначена на его место. Этот разговор, по словам В.Гончара, был безрезультатным; у него сложилось впечатление, что "г-жа Ермошина, похоже, до сих пор находится в состоянии эйфории" от президентского указа.

КАК ЭТО БЫЛО

Хроника борьбы за Центризбирком

…Утром 15 ноября при входе в кабинет Гончара встречали омоновцы. Начальник управления охраны должностных лиц полковник Самохин уведомил председателя Центризбиркома, что у него имеется устное распоряжение не пускать Гончара в здание Центризбиркома. Причем Самохин ссылался на аналогичное распоряжение начальника управления охраны президента полковника Тесовца. Не увидев никаких письменных распоряжений, Гончар прорвался в свой кабинет.

Делая заявление для прессы, он сказал: "Текст президентского указа меня меньше всего интересует. Я — должностное лицо и подчиняюсь законам, а не указам, которые изданы с превышением конституционных полномочий".

Позже у Гончара состоялась телефонная беседа с председателем Верховного Совета Семеном Шарецким. Семен Георгиевич попросил Виктора Иосифовича не покидать здание Центризбиркома. Но уже к часу дня здание было блокировано службой охраны президента, а Гончар — силой выдворен из кабинета.

В этот же день председатель Конституционного суда Валерий Тихиня направил обращение А.Лукашенко, в котором отметил, что "пункт 1 ст.100 Конституции, на который Вы ссылаетесь в своем указе, не предоставляет права президенту Республики Беларусь освобождать (назначать) председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов".

"В целях соблюдения конституционной законности в стране рекомендую Вам отменить свой указ в отношении В.И.Гончара как изданный с превышением своих конституционных полномочий", — написал Тихиня.

ДОСЬЕ "НАРОДНОЙ ВОЛИ"

Спикер парламента Семен Шарецкий, потребовавший пропустить его в помещение ЦИК и остановленный "захватчиками", глядя в объективы телекамер, заявил: "Я обращаюсь ко всем. Я обращаюсь к мировой общественности. В республике начался захват власти неконституционным путем. У Центризбиркома выставлена охрана неизвестно какими людьми. Вот для чего была создана служба безопасности президента — для захвата власти. Это я говорю как председатель Верховного Совета".

Семен Шарецкий на стороне Виктора Гончара.

"Фактически с этого пиратского нападения на Центризбирком в стране начался государственный переворот, — писал в одной из своих публикаций доктор философских наук Вячеслав Оргиш. — На место насильственно отстраненного законного председателя комиссии Виктора Гончара руководитель государства незаконно назначил Лидию Ермошину. Был изменен состав самой комиссии, в нее вошли лица, подобранные исключительно по принципу лояльности главному начальнику. Таким образом, исполнительная власть сделала решающий шаг, которым был открыт путь к "элегантным победам" на последующих выборах и референдумах в интересах авторитарной "вертикали"…

Виктор Гончар — об итогах референдума

"84 процента граждан, принявших участие в плебисците, — это противоестественно высокая явка, — заявил Гончар журналистам. — Это еще одно свидетельство явной фальсификации итогов голосования… Я уж не говорю о курьезной цифре, которую подают официальные органы, — о количестве граждан, проголосовавших 24 ноября в период с 18 до 22 часов. В зимнее время, в слякотную погоду, на исходе дня в темное время суток за четыре часа проголосовало более 20 процентов избирателей, в то время как за 8 часов светового дня — около 30 процентов. Такого не может быть! Зачем же смешить людей?

Количество принявших участие в досрочном голосовании по отдельным регионам превысило 30 процентов. Это издевательство не только над законодательством, но и над здравым смыслом.

Не только в дни досрочного голосования, но и непосредственно 24 ноября ни на одном избирательном участке не было текстов проекта изменений и дополнений Конституции, предложенного на референдум парламентом. О каком свободном волеизъявлении, о каких равных возможностях в этих условиях может идти речь? Досрочное голосование превратилось фактически в голосование по месту нахождения граждан, особенно в сельской местности. Территориальные избирательные комиссии выезжали с бюллетенями, со списками избирателей прямо на предприятия, на фермы, и там в присутствии членов комиссии бюллетени заполнялись… Наконец, почти на всех избирательных участках велась не просто агитация за президентский проект Конституции — осуществлялось то, что вообще непостижимо ни с точки зрения законодательства, ни с точки зрения нравственности. В частности, в качестве наглядной агитации повсеместно использовались образцы заполнения бюллетеней — так, как выгодно президенту.

Я отмежевываюсь от всех этих грубейших нарушений. Пусть это прозвучит нескромно, но я горд тем, что мне удалось сделать до 14 ноября, пока меня не сместили с должности председателя Центризбиркома".

Александр ФЕДУТА: «У Гончара действительно были все основания не признать референдум…»

"У Гончара действительно были все основания не признать референдум состоявшимся — хотя бы в силу зафиксированных им как председателем ЦИК нарушений, — написал А.Федута в своей книге "Лукашенко. Политическая биография". — Кроме того, Конституционный суд объявил референдум консультативным, а это означало, что немедленное, минуя Верховный Совет, введение одобренной на референдуме Конституции стало бы государственным переворотом. Всему этому Гончар готов был противостоять, но он явно поторопился заявить о своих намерениях и спровоцировал Лукашенко на неожиданный и в полной мере противозаконный шаг.

14 ноября 1996 года президент силой смещает Гончара. Служба охраны президента осуществляет вооруженный захват помещений ЦИК и выдворяет Гончара из его служебного кабинета. Председателя Верховного Совета Семена Шарецкого и генерального прокурора Василия Капитана, пытавшихся воспрепятствовать произволу, просто-напросто вышвыривают вместе с Гончаром. Вступившихся за Гончара рядовых депутатов и вовсе избивают.

По рекомендации Михаила Сазонова и Юрия Малумова главой ЦИК назначается заведующая юридическим отделом Бобруйского горисполкома Лидия Ермошина — единственный член Центризбиркома, публично возражавший Гончару.

Это обеспечило Лукашенко победу.

Беру на себя смелость заявить, что назначение председателем ЦИК Лидии Ермошиной повлекло за собой катастрофические последствия для белорусской демократии. Было понятно, что предоставленный ей судьбой шанс эта неглупая и честолюбивая женщина ни за что не упустит. Она знала, какие результаты референдума нужны Лукашенко. И знала, что в новом тексте Конституции была норма, согласно которой назначение председателя Центризбиркома зависит только от президента. Значит, угодить ему —обеспечить собственное будущее. Нетрудно представить, чего ей стоила такая решимость: прямо и откровенно лгать, что никаких нарушений закона нет. Но она боролась за свое право уехать из Бобруйска, осточертевшего ей настолько, что ради этого можно было пренебречь всем…

ШТРИХ К ТЕМЕ

В сентябре 1999 года Виктор Гончар вместе со своим другом — бизнесменом Анатолием Красовским был насильственно похищен. В причастности к их устранению демократическая общественность подозревает Виктора Шеймана, Дмитрия Павличенко, Юрия Сивакова, Владимира Наумова и других.