За нашей восточной границей растет мировая держава. Она видит себя в клубе космических стран, хочет делить Антарктиду и намеревается создать конкуренцию Силиконовой долине. Такое видение будущего излагает гражданам Александр Лукашенко.
«Представьте себе, как самолеты из всей Европы приземляются в Глубоком», — нахваливал свою идею создания белорусского prosperity депутат Василий Хрол. Где находится Глубокое, не знает даже большинство белорусов, не говоря уже о потенциальных туристах из Европы. Это городок на пограничье Беларуси и Латвии, до войны принадлежавший Польше.
Депутат Хрол предложил упорядочить в Беларуси бизнес, связанный с азартом, очистить от него Минск, а из Глубокого сделать европейский Лас-Вегас. Хотя эту идею высмеяли, она свидетельствует о том, что среди правящих Беларусью начинает укрепляться миф о том, что 10-миллионная (и не особо богатая) страна на границе европейского Востока и Запада является мировой державой.
Место для одного
В Беларуси — как утверждает государственное ТВ — даже в болотистом Полесье не бывает весенних паводков, новые комбайны отечественного производства лучше зарубежных, а урожай картофеля будет еще выше, чем в прошлом году. Не было отмечено случаев птичьего гриппа, а совместная с Россией система ПВО защитит страну от поползновений НАТО. Беларусь — «центр славянской цивилизации», в чем телезрителей ежедневно убеждают православные священники из Подмосковья и казацкие сотники из Воронежа и Вологды.
Однако всего этого слишком мало, чтобы белорусы окончательно уверились в том, что лучше, чем с президентом Лукашенко, им быть не может, а сам Александр Григорьевич мог удовлетворить свои амбиции. «Может ли Беларусь стать космической державой?» — этим вопросом задалась несколько недель назад газета «Беларусь Сегодня — Советская Беларусь». «Да! И я этому рад», — ответил на ее страницах Василий Коваленок, второй, после Петра Климука (полет с Гермашевским (Hermaszewski) белорусский космонавт. Коваленок много лет живет в России, говорит только по-русски и искренне поддерживает идею интеграции Минска с Москвой.
Подготовленный к запуску белорусский спутник БелКА, то есть, «Белорусский космический аппарат» обойдется в 12 млн. долларов, в то время, как — по утверждениям прессы — подобные проекты в США стоят в десять раз больше. Его задачей будет наблюдение за погодными условиями, актуализация топографических карт и помощь сельскому хозяйству Беларуси. Запуск спутника был запланирован на конец прошлого года, затем — на середину апреля. Теперь специалисты по белорусскому космосу опять советуют не торопиться. Государственная пресса уже радостно пишет о запуске осенью, а минские студенты начинают пошучивать, что в национальном космическом аппарате найдется место для одного пассажира. Для того самого. . .
Перегнать Америку
Государство Лукашенко также намеревается начать покорение Антарктиды и разместить там собственную полярную станцию. Зачем? По мнению комментатора государственного телевидения, великие державы только и выжидают момента, когда они смогут поделить между собой этот континент. Беларусь не может оставаться в хвосте. «Ряд государств ведет нешуточную войну за раздел этой покрытой льдом территории, богатой минерально-сырьевыми ресурсами, а также имеющей климатические условия, позволяющие проводить уникальные испытания различного оборудования и даже оружия», — написал президентский печатный орган.
Однако космос и Антарктида далеко. А на месте создается Парк высоких технологий. Инициатор и автор проекта — Валерий Цепкало, бывший посол Беларуси в США. Похоже, что Цепкало и Лукашенко решили, по примеру Хрущева, «догнать и перегнать Америку». Под Минском должен возникнуть сказочный город. «Декрет предусматривает всестороннее решение вопросов о производстве в нашей стране высокоэффективных программно-технических продуктов», — гласит сообщение президентской пресс-службы. Парк высоких технологий площадью 50 гектаров должен бросить вызов Силиконовой долине или, по крайней мере, стать ее славянским аналогом.
Зачем эти проекты и изобретения? — Лукашенко ощущает необходимость в миссии спасения Беларуси. Ему недостаточно абсолютной власти. Он хочет любви и восхищения. — Вероятно, источник этого — в комплексах детских и юношеских лет, когда воспитывавшегося без отца Сашу не раз высмеивали ровесники, — говорит «Wprost» Марек Буцько (специалист по белорусской проблематике, профессионализм которого оценили и минские власти: сначала Буцько, первого секретаря польского посольства, избила милиция, а потом его с пропагандистским шумом изгнали из страны). — Биографы Лукашенко сообщают, что из-за психических проблем его не приняли в КГБ. Известны его подозрительность, граничащая с манией преследования, состояния депрессии и припадки злобы. Будучи директором совхоза, он в бешенстве сильно избил тракториста,» — напоминает Буцько.
Замки на газе
Белорусский вождь тратит деньги — ради блага народа — на очередные развлечения. Когда Лукашенко играл в хоккей, в каждом областном центре возникали крытые стадионы. Когда он ездил на лыжах, то заставлял и министров участвовать в гонках. Несколько высоких чиновников заплатили за это инфарктом. Открыв для себя всю прелесть горных лыж во время визита в Казахстан, он объявил о превращении низинной Беларуси в альпийскую страну. Теперь бывший директор совхоза, похоже, возвращается к корням. Телевидение уже несколько недель трубит о создающихся в олимпийском темпе «агротуристических деревнях». Правительственные программы обещают, что в белорусскую деревню массово съедутся туристы со всего мира.
В конце мая в Минске должна состояться церемония открытия гигантского здания Национальной Библиотеки. Плитку выбирал и укладывал сам президент, а потом врачи и учителя узнавали, что их зарплаты были частично переданы на «стройку XXI века». Близится к завершению работа по превращению площади Независимости во второй Манеж — подземный торговый центр по образцу московского. Также Лукашенко хочет построить самую высокую в Европе телебашню.
Во сколько это обойдется? Как правило, белорусские власти не сообщают сумм. В случае необходимости напоминают о т.н. специальном президентском фонде — таинственном источнике финансовых резервов, доступа к которому не имеет даже парламент. Министр финансов на вопрос о нем опускает глаза, а Государственный департамент США предполагает, что эти деньги получены в результате нелегальной торговли оружием, в т.ч. с Суданом и Ираном. Однако Беларусь — не Кувейт.
Запасы торфа и калийных солей не могут конкурировать с нефтью и газом, особенно, российским. В начале года «Газпром» погрозил Лукашенко пальцем. Российский концерн хочет, чтобы Беларусь платила за газ так же, как другие — то есть, не 40 долларов, а в три раза больше. `Мировым` решением стал бы переход транзитных белорусских газопроводов в руки Москвы. Поле маневра у Лукашенко невелико. Это цена санкционирования очередного президентского срока — открыто пишет московская пресса. — Лукашенко сам себя поставил в угол. Его не хочет ни Европа, ни Америка. Единственная надежда — на Россию, но теперь она будет ставить условия. Так что, белорусский космический проект и другие амбициозные идеи Лукашенко могут вскоре сдуться, как шар, наполненный дешевым российским газом.
Цезарий Голиньский
«Wprost», Польша